Moz-Art в Филармонии

С великолепной программой "Moz-Art" 14 октября в Малом зале филармонии выступил камерный оркестр Дивертисмент (солисты - Илья Иофф (скрипка), Лидия Коваленко (скрипка, альт). Неслучайно наряду с Моцартом в концерте звучали сочинения Антонио Сальери, Альфреда Шнитке и даже наших современников Сергея Ахунова и Александра Раскатова. Как создавалась программа и чем обусловлен выбор сочинений, об этом подробно рассказал художественный руководитель коллектива Илья Иофф перед началом выступления.


Сегодня перед вами будет разыгран уникальный спектакль, сыгранный только музыкальными звуками. Спектакль о жизни и смерти великого Вольфганга Амадея Моцарта.

Начнем мы с Моцарта юного и влюбленного. Начнем мы с Кончертато для двух скрипок (версия Фединанда Давида).

Затем последует пьеса замечательного композитора Александра Раскатова "Пять минут из жизни В. А. М." Это портрет Моцарта глазами композитора 21 века. Моцарт предстает неким инопланетянином. Вы услышите весьма странные призрачные звучания. В этой пьесе используются не только струнные инструменты, но и перкуссии.

Потом в этой истории появляется Антонио Сальери, который с легкого пера А. С. Пушкина считается отравителем Моцарта. Мы сыграем "Камерный концерт для скрипки, альта и струнных". И вы сами сможете сделать вывод о том, так ли был бездарен и завистлив композитор Сальери.


Первое отделение мы закончим трагичным произведением Моцарта, которое начинается страшными аккордами - появлением черного человека, появлением статуи командора. Мы сыграем увертюру к опере Дон Жуан.

Второе отделение начнется с призрака Моцарта. Мы сыграем пьесу Шнитке, которая называется "Moz-art à laHaydn". Это шуточное сочинение. Сам композитор говорит, что взял сочинение Моцарта, разрезал партитуру ножницами на мелкие кусочки и потом составил в произвольном порядке.

За сочинением Шнитке последует сочинение нашего друга, замечательного современного композитора Сергея Ахунова "Искусство ассоциаций". Часть этого сочинения мы сыграем сегодня, она называется "Моцарт: элегия". Здесь нет стилизации, здесь нет цитат. Самая лучшая характеристика сочинения подобрана самим композитором: "ассоциация". Это дух Моцарта, который продолжает жить с нами.

И закончим мы сегодняшний концерт памятником нерукотворным, музыкой, которую знает любой. И совершенно неважно, сколько раз мы будем ее играть, она всегда останется великой. Закончим сегодняшний концерт мы симфонией № 40.


После вступительного слова на сцене действительно развернулся музыкальный спектакль. Сочинения сменяли друг друга в едином потоке. И различия между композиторами разных веков совершенно стёрлись. Насколько до сих пор актуальна музыка Моцарта можно судить по замершему залу - публика сидит не шелохнувшись, следит за каждым поворотом в игре на сцене. Такое чувство, будто открыл музыкальную шкатулку и сидишь заворожённый идеально слаженным механизмом и волшебством.

Не устаю говорить, что качество исполнительского мастерства камерного оркестра Дивертисмента действительно высокое, и концерты этого коллектива всегда наполняют и вдохновляют. Очень хочется верить, что Филармония возобновит абонементные концерты (приостановленные из-за пандемии), что музыкальная жизнь города, страны, мира наладится, музыканты и слушатели будут снова и снова встречаться в лучших концертных залах.

Фото и текст: Елена Козлова-Гатовская

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения