23 и 24 октября в театре «Мюзик-Холл» состоялась премьера оперетты И. Штрауса «Летучая мышь». Режиссером-постановщиком выступил Василий Заржецкий.
Особенностью новой постановки стало то, что театр представил ее не в классическом, а современном прочтении. Оперетту наполнили современными реалиями и шутками, да и само действие происходит не на балу, а в модном клубе, куда вход возможен только по VIP-приглашениям. Взяв за основу немецкую версию Die Fledermaus, постановщики оставили в спектакле главное и неизменное: Генриха Айзенштайна (Борис Степанов) все также отправляют в тюрьму, его жена Розалинда (Анна Викулина) старается как можно скорее избавиться от любовника Альфреда (Клим Тихонов), а горничная Адель (Ольга Васильева) всеми правдами и неправдами пытается вырваться из дома на подпольную вечеринку у князя Орловского (Анастасия Некрасова). И, как и в классической оперетте, благодаря Фальке (Тигрий Бажакин) все герои встречаются сначала в клубе, а затем в тюрьме, где и вскрываются обман и измены.
Создатели оперетты говорят о том, что они немного переработали либретто, отобрали лучшие моменты и сцены и оставили все музыкальные номера. В свете этого зрителю нужно быть готовым к тому, что, несмотря на то, что это русская постановка, часть музыкального материала исполняется на немецком языке. Это не усложняет процесса общего понимания происходящего, скорее, придает постановке больше красоты и оригинальности.
Оперетта – это всегда праздник, в создании которого не последнюю роль играет танец. Не исключение – «Летучая мышь», в которой органично сосуществуют вальс, полька, галоп и чардаш. Балетмейстерами постановки выступили Ирина Голубева и Екатерина Михайлова, создавшие на сцене с помощью танцев настроение настоящего пышного торжества. Часть танцев, соответствуя задумке создателей, больше тяготеет к современным танцевальным жанрам, делая спектакль более пикантным.
Однако не только танцы придают «Летучей мыши» особый шарм. Немаловажным элементом новой постановки по праву являются костюмы художника Елены Вершининой, выполненные в духе «Met Gala». Современные, экстравагантные, они мысленно переносят зрителя на красную ковровую дорожку крупного показа мод. Несмотря на всю эклектичность костюмов, в них прослеживается тяготение к золоту – роскоши.
За время спектакля декорации сменяются три раза: зритель встречается с главными героями в доме Генриха и Розалинды, затем все переносятся на бал, развязка же происходит в тюрьме. За декорации в спектакле отвечает художник-постановщик Пётр Окунев, филигранно справившийся с нелегкой задачей воспроизвести на сцене три разных по духу сценических атмосферы. Стоит отметить, что выполнены декорации в стиле ар-деко, что позволило соединить в единое целое полутона с пестрым орнаментом, придав, тем самым, им шик.
Оперетта получилась актуальной и злободневной. С осовремененной постановщиками историей зритель в итоге сталкивается с понятными ему реалиями в виде тусовки в клубе и шуток про летучую мышь, обнуление, настроение определенного цвета и пр.-пр. Это все близко и актуально сегодня, но очень хочется, чтобы все нынешние проблемы закончились как можно скорее и мы перестали понимать юмор, построенный на кошмаре всего происходящего.
Текст: Любовь Марьина
Фото с официального сайта театра «Мюзик-Холл»