Представьте, вы на международной конференции, вас услышат миллионы людей по всему миру и у вас есть всего 15 минут, в течение которых вам можно и нужно высказать свои взгляды на политику, экологию, религию, социальные аспекты жизни. О чём вы будете говорить? Будете ли смело отстаивать свою точку зрения и спорить с оппонентами? Будете рассуждать на тему, заданную ведущим, или заглянете внутрь себя и своей страны и поделитесь тем, что наболело?
Премьера «Иранской конференции» Такого театра по пьесе востребованного современного драматурга Ивана Вырыпаева состоялась в ноябре прошлого года (кстати это первая постановка в Петербурге), а в марте жизнь спектакля оборвалась на долгие полгода. 10 октября в рамках открытия нового, «посткарантинного» сезона в Скороходе состоялся благотворительный показ спектакля режиссёрского тандема Игоря Сергеева и Владимира Кузнецова в поддержку независимых театров при участии ресторанной группы Italy.
По сюжету в Копенгагене, одном из самых благополучных и счастливых городов мира, открывается симпозиум по так называемому «иранскому вопросу». Однако на выступлении первого же спикера становится понятно, что говорить будут не о Ближнем Востоке, а о вечных темах — что есть свобода, любовь и Бог для каждого из нас?
С чем сравнить происходящее на сцене? С живым, драйвовым шоу в хорошем смысле слова — вовлекающим, держащим постоянно в напряжении, с харизматичным ведущим, задающим «неудобные» вопросы. Лица спикеров укрупняются и транслируются на экран — чтобы следить за мимикой, видеть каждую морщинку и капельку пота.
10 монологов - 10 манифестов, 10 взглядов на современность, порой диаметрально противоположных. Удивительно, что зритель в чём-то согласен с каждым оппонентом, то есть с новым выступлением сознание переворачивается с ног на голову. Ведь они все по-своему правы. Профессор Даниэль Кристенсен осуждает желание постоянно потреблять и ничего не отдавать взамен. Богослов Оливер Ларсен, на которого снизошло откровение, что в этом мире всегда есть нечто более важное (и это Бог), призывает для начала разобраться в устройстве Ирана, понять логику той страны, которую так рьяно собираются спасать от тоталитаризма. Будут на конференции и наивные рассуждения супруги премьер-министра Эммы Шмидт-Паулсен, уверенной, что бедные народы счастливее богатых и обладают каким-то величайшим секретом мироздания, и нескрытая агрессия Магнуса Томпсона, журналиста с искалеченной детской душой. Философ Густав Янсен рассуждает о том, что нет никакой свободы выбора — всё предопределено заранее и жизнь просто течёт. Скандально известный отец Августин (Александр Худяков, номинант премии «Золотой софит») самонадеян в своей правоте и бесконечной вере, а смертельно больной дирижёр Паскуаль Андерсон уверен, что развитие науки не поможет обрести никакого знания и единственная свобода человека - это свобода от себя самого.
Журналистка Астрид Петерсон, которая провела 3 месяца в плену, единственная помнит о теме конференции и старается говорить по существу. Она перечисляет 4 безусловных правах человека, которые в Иране попираются самым страшным образом.
Все эти люди, по большей части живущие сытой европейской жизнью, не замечают скромно притулившуюся женщину в хиджабе, ждущую своей очереди на конференции. Это поэтесса Ширин Ширази, в 17 лет получившая Нобелевскую премию по литературе и приговоренная к домашнему аресту в Иране. Заключение наконец окончилось (как тут не провести аналогию с делом о «Седьмой студии»!), и Ширин впервые за 20 лет покинула стены дома, чтобы поприсутствовать на встрече по вопросам её монструозной родины. Но она не раздавлена и не озлоблена, как многие участники конференции - её глаза лучатся таким счастьем, благодарностью и любовью, что диву даёшься. А поэма на иранском в исполнении Ширин словно примиряет участников и снова возвращает к теме Бога.
В финале становится ясно, что главная идея пьесы Вырыпаева — даже не ответы и не споры, в которых рождается истина, а сами вопросы. Их мы должны задавать самим себе как можно чаще, сомневаться и продолжать искать — чтобы в какой -то момент, оглянувшись назад, не чувствовать стыда за самый ужасный грех - равнодушие.
Текст: Наталья Стародубцева
Фотографии предоставлены Таким театром