Директор Музея стрит-арта Татьяна Пинчук рассказывает о музее, проблемах, с которым пришлось столкнуться в режиме самоизоляции, акции #home_street_art и попытках частных культурных учреждений добиться поддержки от городских властей.
ОКОЛО: Расскажите о специфике вашей деятельности.
Татьяна Пинчук: Музей стрит-арта - это музей современного искусства с фокусом на искусство в городской среде/ урбан-арт. Мы работаем преимущественно с молодыми авторами, даем им площадку для высказывания, помощь с продакшеном и оформлением идеи в готовый проект и возможность встретить и найти своего зрителя, а также познакомиться с арт-сообществом. Музей находится в СПб на шоссе Революции, занимает площадь около 1 га на территории действующего предприятия - Завода слоистых пластиков. В музее есть несколько зданий/помещений и большое наше преимущество (особенно в условиях пандемии) - открытая уличная территория около 8000 кв.м. Нас можно назвать музеем под открытым небом. Художники используют все поверхности в музее как холсты. Ежегодно на территории музея проходят выставки, образовательные программы, форумы, конференции, ярмарка современного искусства, музыкальные/ танцевальные/ театральные фестивали и спортивные мероприятия. На базе музея работает резиденция – место, куда в течение года приезжают художники, живут и делают проекты, также работает Школа искусства в городской среде, авторские курсы от специалистов нашей сферы.
Особенно выделяет нас то, что мы частное учреждение культуры, каких в Петербурге и России по пальцам пересчитать можно.
ОКОЛО: С какими проблемами вам пришлось столкнуться из-за карантина? Удалось ли найти новые/альтернативные способы продолжать свою деятельность в условиях самоизоляции?
Т.П.: Мы отменили летнюю выставку, потому что ее куратор итальянец и международный состав участников. Сместили фокус на локальную среду — объявили опен-колл кураторских проектов.
Если ситуация уляжется в течение лета/осени, и мы выживем, планируем сделать несколько небольших выставок с российскими кураторами и художниками. Все источники денег сейчас заморожены: посетители (кафе, сувениры, экскурсии, входные билеты), аренда (у нас на площадке проходит большое количество арендных мероприятий, закрытых и открытых - фестивали, презентации, форумы, модные съемки и съемки кино и клипов, корпораты и свадьба даже одна была Сони Белле), туристы (это отдельное направление, поскольку приезжают организованные тур.группы на экскурсии и мастер-классы), внешние проекты (паблик-арт, росписи коммерческие, типа Энфилд тоже все остановилось)
Музей не работает, соответственно, посетителей у нас нет, туристов тоже и все мероприятия арендные отменены, некоторые перенесли на вторую половину лета, но большая часть, те, что должны были быть в апреле/мае/июне, отменены насовсем и в силу обстоятельств "непреодолимой силы" мы вынуждены были вернуть всем арендаторам деньги. Уже понятно, что в этом году фестивалей и других массовых событий в городе не будет. Если музеи и откроют, то их посещение будет ограничено мерами медицинской безопасности (соблюдение расстояний, перчатки и пр.).
Вопрос с ярмаркой SAM FAIR еще открыт, планировали провести 9-10-11 октября, но, скорее всего, ее не будет в этом году, так как это массовое мероприятие. Даже если бы не было ограничений на проведение массовых событий, то есть ситуация с финансовым кризисом, безработицей. Не факт, что людям будет до покупки искусства, с другой стороны, даже в сложные кризисные времена культура и искусство должны оставаться и помогать всем пережить все беды и напасти, остаться твердыми духом, ну и поддержать художников в этой ситуации тоже важно! Возможно, проведем ряд мероприятий по продаже искусства в интернет-магазине и на аукционе.
Сложности: стало понятно что у нас вообще нет готового продукта для интернета. У нас, например, есть музейный youtube канал, и там даже есть много интересного, но там видео больше в формате документации лекций, дискуссий, создания выставок, интервью с художниками, эти видео нельзя назвать "полноценным онлайн продуктом", в них часто плохой звук, свет, съемка просто из лекционного зала. Мы понимаем, что под онлайн надо создавать отдельный самостоятельный контент, и тут встает вопрос - как на этом контенте зарабатывать. Второй фактор - перенасыщенность, в интернете столько всего, и сейчас будет, судя по всему, еще больше. С одной стороны надо удерживать аудиторию, с другой хочется уйти и на интернет-карантин. Вот бы инет отрубили, вопрос бы отпал сам собой: и музеи и люди перестали бы производить тонны контента, который только засоряет пространство.
Нужна хорошая идея и время, чтобы сделать коммерчески успешный онлайн продукт. Когда мы стали проводить онлайн экскурсии, люди спрашивали: "А если мы будем смотреть всей семьей, сколько билетов нам надо покупать"?
В инстаграме музея мы запустили конкурс, призвали художников и горожан делать искусство дома и выставлять его на балконах и в окнах. В конкурсе уже приняли участие больше 40 человек, фотографии работ в инст по хэштэгу #home_street_art
ОКОЛО: Получили ли вы поддержку от своих посетителей/благотворителей/сотрудников/государства?
Т.П.: 27 марта мы инициировали и отправили коллективное письмо губернатору от частных культурных институций и общественных/ креативных пространств города с просьбой о помощи. Мы очень надеялись на оперативную реакцию властей и на поддержку в той мере, в которой мы просили. Мы также разместили петицию петицию на ченч.
И вот буквально только сегодня, спустя полтора месяца, мы получили ответ, который даже не соответствует нашему запросу. Такое ощущение, что наше письмо даже не прочитали вдумчиво. Ответ выглядит как просто формальная отписка.
Еще я писала письмо Любимовой Ольге, министру культуры, с просьбой собрать совет, объявить конкурс и купить работы у молодых художников, таким образом поддержав их, ответа также нет.
Мы буквально на днях разместим на сайте музея возможность донатить, потому что нам пишет много людей, наших посетителей, которые хотят поддержать музей, раньше у нас такой возможности не было.
Все сотрудники отнеслись с пониманием к ситуации. Мы были вынуждены сократить штат, договариваясь с работниками в пределах имеющихся финансовых возможностей. Большая часть написали «по собственному желанию», у кого-то ипотека, поэтому с ними другие условия, чтобы они не лишились возможности подать заявление на рефинансирование. Условия расторжения договоров конфиденциальны. Ну типа по 1/2 оклада выплатили в зависимости от занимаемой должности. Сейчас в музее осталось три человека, 15 уволены. Мы разные варианты продумывали, сначала хотели в отпуск неоплачиваемый, но в условиях разваливающейся экономики мы решили пока прекратить обязательства полностью, вариант с отпусками за свой счёт лишь отодвигает решение вопроса. И простой предполагает минимальные выплаты. Конечно, домашний режим внёс свои коррективы, мы пересмотрели договоры и условия работы с оставшимися сотрудниками в разумных пределах. Кроме того, музей привлекает разово в течение года большое количество различных специалистов и арт-профессионалов — кураторов, художников, фотографов, переводчиков, редакторов и пр., в год это 100-150 человек, в этом году все эти люди тоже лишатся заработка. Сотрудники у нас были устроены по трудовым договорам, с авторами и другими специалистами заключались договоры гражданско-правового характера.
ОКОЛО: Считаете ли вы меры, принятые правительством, необходимыми и достаточными в текущей ситуации? Оставляют ли они пространство для вашей работы?
Т.П.: По факту нам незаконно запретили работать и никак нас не поддержали ни прямыми выплатами, как это сделали все цивилизованные страны, ни налоговыми льготами. Я не знаю, чем занимается министерство культуры и комитет по культуре, например, прошло полтора месяца с тех пор как закрыли все музеи и культурные учреждения, но с нами даже никто не связался обсудить ситуацию.
ОКОЛО: Есть ли у вас идеи о мерах, способных улучшить ваше положение в текущей ситуации, которые может предпринять правительство/общество/профессиональное сообщество?
Т.П.: В нашем обращении губернатору перечислены меры, которые мы считаем адекватными и минимально необходимыми для выживания и дальнейшей работы: налоговые льготы, отмена КУ на время простоя, комплексные меры поддержки для культурных учреждений.
Также есть предложения о поддержке художников в открытом письме к Любимовой.
Общество может нас поддержать, написав просто приятные и добрые слова в соц,сетях музея, чтобы мы чувствовали, что все не зря и мы нужны горожанам, сейчас такая поддержка очень важна для поддержания духа и настроения.
Фотографии предоставлены Музеем стрит-арта
Вопросы задавал Александр Шек