Беседовала Наталья Стародубцева
Полина Шурупова: фотосъёмка в условиях изоляции
Эпидемия коронавируса, всколыхнувшая весь мир, повлияла как на жизни отдельных людей, так и на экономику и промышленность государств. Не осталась в стороне и индустрия моды. Ситуация затронула всех: рабочих фабрик, сотрудников магазинов, моделей, визажистов и фотографов, дизайнеров. Отменены недели моды, закрыты магазины и бутики. Многие дизайнеры отреагировали на изменения оперативно, полностью сменив направление работы, начали шить маски и экипировку для больниц. Другие максимально ушли в онлайн-продажи и занялись доставкой, провели показы коллекций без зрителей. О нынешней непростой ситуации и поисках выхода мы поговорили с Полиной Шуруповой - дипломированным историком моды и стилистом, создававшим образы для таких изданий как Собака.ру и Grazia.
ОКОЛО - Полина, расскажите, пожалуйста, подробнее о своей карьере, что Вас вдохновляет?
Полина Шурупова - До того как стать стилистом, я проработала фэшн фотографом 10 лет, основала школу Avvitare school с фокусом на историю моды и фэшн фотографии, где обучила 3 потока учеников. Преподавание, пожалуй, моя самая любимая работа! Я специализируюсь на лекциях по фэшн индустрии и трансформации исторических образов. И я горжусь тем, что не только теоретик, но и практик, причём знаю изнанку и как фотограф, и как стилист. Это очень помогает давать ученикам картину с обзором 360 градусов.
ОКОЛО - Во всё мире сейчас тема №1 - коронавирус и последствия, которые он вызвал. А были ли в истории мировой моды подобные кризисы? Можете провести параллели с нашей сегодняшней ситуацией?
П.Ш. - Безусловно, самые серьезные испытания - это Первая и Вторая мировые войны. Большинство материалов в то время отправлялось на фронт, не было возможности отшивать новые наряды, в основном, перешивали из старых вещей, популярны были секонд хенды. Суровые ограничения меняли жизнь, моду и общий образ как мужской, так и женский.
Если проследить параллели, современность до определенного момента была очень похожа на ревущие 20-е годы, когда жили на широкую ногу буквально сегодняшним днем, погрязая в постоянных вечеринках и веселье. В моде, как и сейчас, была маскулинность – оверсайз костюмы словно с чужого плеча, широкие и бесполые. Но вот грянул внезапно кризис в Америке, началась Великая Депрессия, тысячи людей остались без работы и средств к существованию... Чувствуете, как похоже на нынешнюю ситуацию? Подобные ограничения не зависят от человека и меняют жизнь во всём мире.
ОКОЛО - А как возрождали фэшн-индустрию после упадка?
П.Ш. - Один из самых вдохновляющих примеров – Театр Мод: первый после освобождения от нацистов показ мод в Париже, организованный кутюрье Люсьеном Лелонгом и Роберто Риччи в мае 1945 года. Создатели преследовали несколько целей: уменьшить агрессию со стороны обывателей, считавших высокую моду чересчур расточительной, и подарить красоту истерзанным и уставшим от военных потрясений людям. Так как материалов для полноценных коллекций на тот момент не было, кутюрье нашли оригинальный выход – сшили наряды для маленьких куколок размером около 20 см. Все именитые дизайнеры того времени приняли участие в проекте: от Скиапарелли и Риччи до Диора и Баленсиага. Выставка пользовалась огромным успехом в Европе и Америке, возрождая моральный дух людей, напоминая, насколько важно следить за собой, красиво одеваться, продолжать жить и двигаться дальше.
ОКОЛО - Нынешняя ситуация - ограничения и самоизоляция - повлияли на Вашу работу?
П.Ш. - Конечно, в нынешних условиях работать стало тяжелее. Рухнули заказы, две съёмки отменились из-за введения карантина. Неизвестность пугает. Но нужно быстро приспосабливаться, так что самоизоляция - это стимул к развитию, креативу и созданию новых форматов работы.
Буквально на днях мы провели первую съёмку онлайн по whats up (возможны варианты и через Skype или Face time). Звучит невероятно? Такие опыты уже есть в Европе, частично в России. Схема проста на первый взгляд, но объём работ большой, как и в реальных съёмках. Вначале я собрала команду: фотограф и модель (главное требование - чтобы она умела краситься и имела классные вещи в своём гардеробе). В данном типе съёмок почти все переходит на плечи модели, так как в нынешних условиях контакты запрещены и пригласить визажиста или привезти одежду нет возможности. Также модель сама выстраивает сет-дизайн и свет (конечно, по техническому заданию и заранее оговорённым референсам, но, как говорится, к такому жизнь моделей не готовила).
Далее мы обсуждаем концепт, подбираем вещи онлайн из ее гардероба и реализуем съёмку. Фотограф выстраивает позу, регулируя наклон головы, жесты, объясняет, где ловить свет – словом, всё как на обычной съёмке, но дистанционно (в этом вся сложность). Затем, когда кадр выстроен, он нажимает на кнопку, делая скриншот. По словам фотографа Алексея Липчука, в процессе съёмки он вдохновлялся фильмом "Джокер" и саундтреком, весьма резонирующим с нынешней ситуацией - Learning How to Act Normal. Серия снимков получила название Сolours.
ОКОЛО - Получается, подобный процесс гораздо тяжелее привычного и для фотографа, и для модели?
П.Ш. - Да, верно. Ведь обычно фотограф может за секунду поправить кадр, просто присев или отклонившись сам. В новом способе съёмки фотограф выступает больше режиссёром, человеком, который понимает и контролирует всю картинку удалённо. Это сложнейший процесс, которому предшествуют годы насмотренности, личный вкус и удача: в том смысле, что у тебя есть один шанс поймать то самое мгновение, чтобы фотография осталась в сердцах многих. Получается новый формат фото, без прикрас, без притворства. Будущее формируют обстоятельства, и эта ситуация с карантином задаёт новые тренды в фотографии и визуале.
ОКОЛО - Онлайн съёмка была для Вас экспериментом, верно? Каковы шансы, на Ваш взгляд, что новый формат будет востребован у заказчиков?
П.Ш. - Конечно, формат онлайн съёмки непривычен, как и всё новое, но, возможно, в современных условиях ограничения контактов именно за ним будущее. Давайте вспомним, как возникновение фотографии изменило жизнь работников индустрии моды, ведь раньше иллюстрации в журналах мод (возникших, к слову, ещё в XVII веке!) создавались художниками. В итоге иллюстраторы остались не у дел. Сложно было перестроиться и обычным людям, привыкшим рассматривать рисованных идеальных моделей, теперь с обложек на них смотрели реальные люди со своими недостатками. Любые изменения подстёгивают креатив, развитие и новые визуальные решения, главное - вовремя реагировать и чувствовать, в каком направлении двигаться.