«Пушкин-квартет»: индивидуальность и популяризация музыки
«Пушкин-квартет» - это две скрипки, альт, виолончель. Екатерина Нагорная, Наталья Решетникова, Татьяна Комиссарова, Владимир Вирок-Столетов.
Коллектив великолепный. Долго пыталась сформулировать - чем объективно хороши ребята? Ответ поведал друг, который впервые услышал Катю и Таню (первая скрипка и альт) неделю назад. Характеристика, в полной мере объясняющая, чем «Пушкин-квартет» разительно отличается от прочих струнных коллективов: «Яркость, экспрессия, молодость, привлекательность, живое исполнение. Они чувствуют музыку, испытывают удовольствие от того, что играют. Их исполнение – шоу. Которое приятно смотреть. Оно затягивает, заставляет погружаться, чувствовать и сопереживать. А еще утонченность, красота и изящество».
Ребята про себя говорят, что у них две основных составляющих успеха: сумасшедшая (в хорошем смысле) энергетика и то, что участники квартета сами пишут аранжировки к исполняемым произведениям. Это обеспечивает уникальность воспроизведения, казалось бы, известных произведений. Также одна из участниц квартета — Татьяна Комиссарова — ведет концерты коллектива, рассказывая слушателям интересные эпизоды из жизни композиторов и истории создания произведений. Это позволяет помочь слушателю проникнуться духом, атмосферой того или иного произведения. А вообще — секрет растущей популярности — в совокупности элементов. Тут и красочные костюмы, и профессионализм, и харизма, и вводные рассказы, и многое другое.
Моя собеседница – альт квартета, Татьяна Комиссарова. Умница, красавица, блондинка. Улыбается всегда, какое настроение бы ни было.
Я влюбилась в «Пушкин-квартет», когда вы исполняли музыку Вивальди. Зрители очень любят его музыку и хотят ее слушать снова и снова. Почему? Ведь в репертуаре квартета целая плеяда знаменитых композиторов помимо знаменитого рыжеволосого католического священника: Бородин, Моцарт, Корелли, Бах и многие другие.
Мы всегда тщательно готовимся к своим выступлениям, стараемся популяризировать серьезную музыку, играть квартеты целиком - так, как их задумывали авторы. Хотим играть глубокие вещи, но далеко не все зрители готовы воспринимать такую музыку. Поэтому мы исполняем синтез классической и легкой музыки, произведения, небольшие по продолжительности.
Квартет плюс две-три миниатюры – тот жанр, который привлекает внимание слушателей. Люди, придя единожды, приходят снова. На сей раз послушать более серьезные или малоизвестные композиции.
Получается, что мы слегка хитрим, добавляя в программы знакомые пьесы. Ведь тем самым мы привлекаем слушателей, которым еще только предстоит открыть для себя серьезные квартетные шедевры.
На заре нашего знакомства ты меня удивила рассказом, что музыка разных эпох отличается не только набором музыкальных инструментов, но и иной их настройкой, другой тональностью. Слушателям нужна специальная подготовка для восприятия?
Дело не в настройке инструментов, а в самой музыкальной ткани. Композиторы разных эпох использовали характерные для своего времени средства выразительности. Сложность для музыкантов – в умении перестраиваться, подражая тому или иному стилю, использовать разные приемы. Это помогает передать состояние, музыкальное настроение. По опыту знаю — зрителям и слушателям не все равно, они чувствуют искренность и стиль исполнения, даже неподготовленные.
Почему квартет? Как пришли к созданию коллектива?
Коллективу семь лет. Возможно, сейчас, отвечая на вопрос, самое время вернуться к истории, как мы организовывали квартет.
Играть квартет Бедржиха Сметаны - мечта любого альтиста. Я знала, что мои друзья его играют и мечтала: «Вот бы мне! Я хочу!». Мысль вдруг материализовалась, когда позвонили и предложили участвовать. Естественно, счастью своему я не поверила: любимый квартет, а ещё заниматься с обожаемым педагогом А.М.Рихтером!
Приступили к репетициям, я сразу поняла, что девочки не из робкого десятка. Катюша, наша первая скрипка, как раз собиралась стать мамой в тот месяц, когда был назначен экзамен. Но, оказалось, что впереди и другие испытания.
На дворе стоял март, весеннее солнышко пригревало, снег таял, я шла по Площади Искусств и поскользнулась на чуть заметной наледи. Упала, было больно, но через четыре дня предстояло играть сольно на концерте, поэтому о походе к врачу не было и речи. Так я хромала две недели, пока в гости не зашла с нотами подруга-пианистка-поэт. Видимо, не зря говорят, что поэтам свойственно "глаголом жечь сердца людей". Она мне настойчиво посоветовала пойти все-таки к врачу, мол, две недели - срок приличный. Что я и сделала на следующий день. Врач, надо отметить, был изумлен тем, что я вообще хожу, и совсем оторопел, узнав о сроке давности травмы. Выяснилось, что сломана большая берцовая кость. Так меня закатали в гипс на целый месяц. Первое, о чем я подумала, был квартет. Я твердо решила выступать и заявила всем, что играть могу, хочу и буду, не смотря ни на что. Мама раздобыла мне надёжные костыли, на которых я и являлась в консерваторию, с альтом за спиной.
Тем временем до экзамена оставалось два с половиной месяца, и положение Катюши становилось все более весомым. Наш замечательный педагог, со свойственным ему чувством юмора, заметил, что давно он не видел такого квартета. Но я была счастлива, меня невероятно вдохновляла игра девочек и сама музыка. А ведь квартет назывался «Из моей жизни». Так мы рука об руку начали движение вместе по долгому квартетному пути.
(Бедржих Сметана - чешский композитор, известнейшее его квартетное произведение - «Из моей жизни». Признаю: фамилию раньше не слышала, поэтому информацию нашла в соцсетях. – Прим. Автора).
Теперь расскажи, как вы стали «Пушкин-квартетом». Название говорящее, но для музыкального коллектива не совсем обычное.
Все началось с участия в конкурсе Аэура. Судьба распорядилась так,что экзамен, послуживший причиной создания квартета, мы все-таки отложили на год. К тому времени наша прекрасная Наташа, игравшая партию второй скрипки, выиграла конкурс в оркестр во Владивостоке и уехала. Мы горевали, но надо жить дальше. Пригласили Юлию Усову, участницу группы «Отава е» на помощь. Государственный экзамен - дело серьезное, приходилось искать площадки для «обыгрывания» программы. Мы познакомились с домами дневного пребывания пенсионеров, укрепили контакты с еврейским обществом. Для нас артистов важно чувствовать отдачу от публики, ощущать, что тебе рады, и что тебя ждут. Как много теплых слов и улыбок мы получали, выступая на этих концертах! Какие искренние слова благодарности!
Подготовились! Сыграли экзамен! Получили пятерку и почувствовали какую-то пустоту... Что же дальше? Больше не будем вместе играть?!
Необходимо было поставить перед собой следующую цель. Сейчас, вспоминая, даже не знаю, как хватило мужества на это решиться, но мы подали документы на международный конкурс имени Ауэра. Не мечтая ни о каких наградах, хотелось просто участвовать и выучить огромную (для нас на тот момент) программу. Для сравнения: в консерватории на экзамене положено играть две части из квартета (это за полугодие), а тут требовалось сыграть четыре квартета, каждый из которых состоял из четырех частей. Цель казалась недосягаемой, но мы шаг за шагом, преодолевали все: летние отъезды, разлуки, встречались по двое, по трое, в девять утра и репетировали.
(Международный конкурс скрипачей имени Леопольда Ауэра — ежегодный конкурс молодых скрипачей. Первый конкурс прошел в Санкт-Петербурге в 1908 году. Возобновлен в 2014. Впервые конкурс скрипачей имени Л.Ауэра состоялся при жизни маэстро в 1908 году. Затем была более, чем столетняя пауза.
Леопольд Ауэр — российский скрипач венгерского происхождения, педагог, дирижер и композитор. Основатель русской скрипичной школы. Воспитал свыше 300 учеников. Преподавал в Петербургской консерватории с 1868 по 1918 год. В 1918 году эмигрировал в США. Снова подсказка из соцсетей. – Прим. Автора).
Что чувствовали, играя первый тур? Конечно, было волнующе, но и радостно, что существуем вместе, как ансамбль. Узнать, что нас пропустили на второй тур, было шоком, все-таки первый конкурс совсем еще молодого коллектива. Что уж говорить о нашей радости, когда почетное жюри наградило дипломами лауреатов и даже денежным призом, а самое главное - возможностью выступить первый раз вместе в Малом зале Петербургской филармонии.
А с названием получилась забавная история. Ведь мы до подачи заявки так и не смогли найти имя квартету. Документы на конкурс отправляла наша первая скрипка, наша Катюша. Как домашний адрес она указала город Пушкин. Так члены жюри и стали нас называть: «Пушкин-квартет» - лауреат второго международного конкурса имени Леопольда Ауэра.
Нынешний состав квартета сформировался осенью прошлого года по принципу схожего видения развития коллектива. И смотрится гармонично. Вы успеваете что-то помимо музыки?
Еще как! Жизнь идет своим чередом. Мы играем в разных проектах, ансамблях, оркестрах, выступаем сольно, уезжаем на гастроли, поэтому иногда приходиться выступать в разных составах. Но «Пушкин-квартет» - любимое детище, которое объединяет и позволяет развиваться.
Наша Катюша - мама двоих прекрасных детей. Печет наивкуснейшие торты и обожает яхтинг, регентует в церкви. Сынишке Наташи – год. Она пишет аранжировки от квартета, брасс-квинтета до симфонического оркестра. Володя пишет аранжировки. Играет на рояле, исполняет джаз. Я танцую сальсу, обожаю балы и бальные танцы. Когда-то играла в футбол, сейчас беру уроки классического вокала.
Чем порадуете на концерте 24 февраля?
Произведениями целой плеяды композиторов: Антонио Вивальди, Вольфганг Амадей Моцарт, Иоганн Штраус (сын) - одна и маленькая, но эффектная пьеса, Александр Бородин, Петр Чайковский, Николай Римский-Корсаков. Скажу по секрету, на бис будет Дмитрий Шостакович. Конечно, если на бис вызовут. (Смеется. – прим. Автора). Программа называется «История любви».
Планы на будущее?
Любим играть в Малом зал Петербургской филармонии. Нравится и атмосфера, и слушатели. Надеемся, это взаимное чувство. В мечтах – исполнить подряд все квартеты Дмитрия Шостаковича (их 15). Но для этого нужен инвестор. Мы гордимся,что на одном из концертов побывала вся семья Шостаковичей, включая Максима Дмитриевича, который отозвался тепло о нашем исполнении восьмого квартета.
Наши планы? Идти своим путем. Исполнять концерты, придумывать программы, участвовать в городских проектах. Жить дальше. Играть любимую музыку. Дарить людям счастье. Собственно, то, что уже делаем. Это общие мечты. Но так как квартет — это союз четырех, то у каждого есть, что сказать.
Е.Нагорная: Желание максимально ясно доносить музыкальную мысль до слушателя, звучать как единый организм, сохраняя, вместе с тем, индивидуальность. Чтобы любая мелодия, исходившая из под наших смычков, касалась человеческих душ. Чтобы не смотря на жизненные трудности, квартет сохранялся в нынешнем составе (если, конечно, никто не против — шутка). Ну, и играть, играть и играть. И каждый месяц давать концерты в филармонии.
Н.Решетникова: написать много разных аранжировок для квартета. Исполнить квинтет с кларнетом. Мечты «квартетные»: гастроли в Японию и США.
В. Вирок-Столетов: записать секстетом «Воспоминания о Флоренции» П.И.Чайковского. (Секстет — квартет плюс два исполнителя – Прим. Автора).
Т.Комиссарова: Гастроли в Латинскую Америку, Норвегию и Таллинн. Тем более, что турне по восточной Эстонии у нас уже было. Гастроли в Норвегии, надеемся, реальны. Месяц назад в Культурном центре Елены Образцовой при поддержке «Датского института культуры» играли концерт в рамках проекта «Северный контрапункт» при поддержке Генерального консульства Норвегии и Северного культурного фонда.
Вот такой он - «Пушкин-квартет». Последние полгода я не пропускаю ни одного их выступления. И каждый раз не перестаю удивляться, как серьезно и обстоятельно ребята подходят к любимому делу. Видно, что музыка для них — жизнь.
Беседовала Татьяна Любина
Фотографии из открытого доступа