Плюс один (театр в Петербурге)
В Петербурге стало одним театром больше – на Пушкинской, 10, обосновался молодежный камерный Ерундопель - театр. В феврале в афише три премьеры. Катерина Егорова побывала на постановке «Баба Шанель» и побеседовала с режиссером Натальей Уполовниковой о значимых событиях, роли режиссера, премьерном спектакле и планах на будущее.
Как бы вы представили Ерундопель-театр человеку, который ни разу у вас не был?
Уникальный, камерный, живой, неповторимый, настоящий по-человечески, и для людей! Сочетание несочетаемого, сообщество личностей, весело, искренне, откровенно и со вкусом!
В сравнении со многими театрами Петербурга «Ерундопель» еще очень молод. Каково это, быть молодым и молодежным театром в Петербурге сейчас?
Честно говоря, трудновато, в первую очередь в финансовом вопросе. Начинать с нуля всегда сложно, особенно, если тебя никто не поддерживает, кроме зрителей. Хотелось бы больше поддержки в этом вопросе от официальной власти, чтобы молодые актеры не бегали по сериалам для поддержки штанов, а могли бы спокойно репетировать и играть в собственном театре - не пришлось бы распыляться по сторонам.
В 2011 театр получил свой первый кабинет, а в 2019 стали резидентами Пушкинской, 10. Какие значимые события в жизни театра можете отметить за эти 8 лет?
Решение стать самостоятельным коллективом было первым серьезным шагом. Потом официальное оформление театра, получение документов. Участие в лабораториях и фестивалях, получение заслуженных наград, встречи с интересными людьми, сравнения своего метода работы с другими. Большой толчок - переезд в СПб, встреча с питерскими реалиями, договоренность с одним из самых известных мест - Арт-Центром на Пушкинской о сотрудничестве. Сборы, репетиции, кастинги, поиск своего стиля, своего зрителя, да много чего. У нас в театре каждый день - событие.
Как вы оказались резидентами Пушкинской, 10? Что скажете о новом месте?
Наталья: Увидела объявление о поиске творческих людей на освободившееся место и написала директору. Мы показали несколько пробных спектаклей, и дирекция Арт-центра решила, что мы вполне вписываемся в формат пространства. Затем был затяжной ремонт уже нашего помещения и открытие в октябре 2019 г. О центре могу сказать, что здесь уживаются музыканты, художники самых разных направлений, постоянно происходят интересные выставки, фестивали, концерты, и, вижу, как мы вполне вписались в этот сгусток самой неформальной жизненной энергии. Конечно, иногда бывает сложно, поскольку все люди творческие, у каждого свой взгляд, но это вполне решаемо.
Попасть к вам в театр может обычный человек, желающий играть в театре, или только с актерским образованием? Как вы выбираете актеров в труппу?
К нам в труппу мы берем, в первую очередь, людей готовых вкалывать нечеловечески, готовых подчиняться дисциплине, отказываться от чего-то для пользы общего дела. Умеющих распределять свое время четко и умеющих работать, или, по крайней мере, готовых этому учиться. Обычно это становится видно после нескольких занятий, тренингов по актерскому мастерству или репетиций. Образование, конечно, помогает, если человек действительно учился профессии, а не просто отсиживал и тусил, но есть случаи и очень хороших актеров после нашей школы при театре, которые пришли учиться и остались работать с нами.
Каких правил и принципов Вы придерживаетесь, как режиссер? Что для вас на первом месте, а что вторично?
Вот сейчас сложно. Все же на первом месте, я считаю, должно быть умение плодотворно сотрудничать и договариваться в сторону создания хорошего спектакля, который был бы не на один раз, а постоянно бы жил и развивался. Для этого нужно работать, разговаривать, спорить, искать лучшие варианты, и еще много чего. И умение работать в любых условиях, при любых обстоятельствах, несмотря ни на что - одно из главных правил.
В февральской афише три премьеры “Васса”, “Баба Шанель”, “Серебряное копытце” – очень разные по жанру и направленности. Почему остановили выбор на них?
Я считаю, что у театра должен быть разнообразный репертуар для самых разных зрителей. Актерам намного интереснее играть, пробовать себя на контрасте, а не застаиваться. И мне, как режиссеру, тоже интересно каждый раз бросать вызов себе и труппе, - справимся или нет?!
Знакомы ли вы с Николаем Колядой? Его постановка «Баба Шанель» повлияла на вашу интерпретацию?
Лично мы с Николаем Владимировичем виделись пару раз, когда были в Екатеринбурге, ходили в Коляда-театр, и фотографировались на память, как зрители и поклонники. Его режиссерская версия на мою не повлияла никак, потому что обычно я убираю все, что было сделано из поля зрения и стараюсь сделать именно как мне видится, думается, чувствуется. Если я приеду в Екб, обязательно схожу на спектакли и буду там себя вести и чувствовать, как обычный зритель, гость в театре и не думать о профессии, а отдыхать и получать удовольствие от настоящего живого театра.
В отзывах вашу «Бабу Шанель» сравнивают с авторской, вы пишете «наше восприятие и постановка пьесы Николая Владимировича всё же отличается от его собственной, потому что мы - другие). Но ведь именно разнообразие даёт возможность взглянуть на проблему с разных сторон и намного больше возможностей открывает для творчества, чем просто копирование великих)». Расскажите о вашем восприятии пьесы, что хотелось донести до зрителя в первую очередь?
Сравнение неизбежно, ведь эту пьесу ставят во многих театрах, и зритель все равно будет сравнивать, и это очень хорошо, потому что тогда придется идти и смотреть, а для всех театров это важно. А донести до зрителя хотелось, что в жизни бывает и смех, и грусть, и обиды, огорчения, откровения, открытия, сближения с совершенно незнакомыми людьми, либо, когда ты узнаешь заново человека, с которым знаком много лет. Это уже есть и зритель это рассказывает в своих отзывах. Значит, что-то да, получилось.
Почему выбрали для спектакля музыку группы Queen?
Для меня в композициях этой группы сочетаются все вышеперечисленные эмоции, чувства, и еще много других, которые как-то им удалось написать музыкальным языком, и подняться на уровень серьезной музыки, оставаясь при этом доступными слушателям всех возрастов, уровней, стран, языков, ведь, даже не зная английского, их музыка пробирает просто насквозь.
Прошло два показа спектакля «Баба Шанель», какие впечатления у вас и у актеров? Сбылись ли ожидания?
Пока самое основное - что зрителю вроде бы нравится, и мы будем еще работать и искать. Основные ожидания сбылись, конечно. А все остальное - вопрос времени.
Какие планы у театра на 2020 год?
Планов много. Еще несколько премьер обязательно, доделывать техническое оснащение, искать финансовую поддержку. Ну и будем стараться не просто выживать, а ездить на фестивали, радовать зрителей и самих себя, одним словом, - пожить насыщенной театральной жизнью.
Пожелаем Ерундопель-театру долгих лет жизни и успехов на новом месте.
Беседовала Катерина Егорова
Фотографии из личного архива режиссера