О насилии и проблемах в спектакле «За белым кроликом»
Современный мир жесток, а девушки, несмотря на «силу и независимость», по-прежнему запросто могут стать жертвой изнасилования. Спектакль-терапия «За белым кроликом» Романа Кагановича наглядно показывает весь ужас современного общества, но с долей юмора, чтобы зритель не провалился в пучину депрессии.
Услышав название «За белым кроликом», представляешь себе что-то сказочное и веселое: Алиса, Королева, Кролик. Все они будут, но совсем не в том образе, в котором мы привыкли их видеть. Так что стоит сначала прочесть одноименную пьесу Марии Огневой и только потом только идти на спектакль, поставленный по ней.
Итак, в первые минуты зритель сталкивается с тремя историями сразу. В первой две любопытные «Алисы» нашего времени бегут куда-то за Белым Кроликом. Вторая уже о том, как каждая из двух женщин по-своему переживает серьезное, общее для обеих горе. А в третьей девушка Оля рассказывает о печальных (или не совсем?) событиях своей жизни. Три такие разные, казалось бы, совсем несвязные истории, в итоге стекаются в одну.
В первые минуты не понимаешь, что творится на сцене. Но чем ближе к концу, тем больше пазлов складывается воедино. Хочется увидеть следующий эпизод из жизни каждого из героев, чтобы получить недостающий фрагмент и собрать картину полностью.
За какой-то час зритель проходит серьезный путь от отвращения к восторгу. Если у вас хватит сил не сбежать посреди спектакля (как это сделали две девушки в первом ряду), то вы поймёте, зачем на сцене появлялся абсолютно голый мужчина и почему женщина в истерике повторяла странную канцелярскую фразу: «Возможно ли установить механизм переноса эпителиальных клеток и образование следов пота на одежде потерпевших».
Кстати, пьеса основана на реальной истории двух девушек, которых изнасиловали и убили несколько лет назад в Подмосковье. К сожалению, подобные случаи происходят в России, да и во всем мире, слишком часто. Именно поэтому о них надо говорить, но делать это стоит осторожно. Иначе можно вызвать панику и страх у женщин. И Роману Кагановичу удалось обратить внимание зрителей на серьезную проблему, заставить серьезно задуматься о происходящем в мире, но при этом обернуть это в веселую форму.
Автор пьесы «За белым кроликом» использовала двух «Алис» и кролика, чтобы добиться эффекта «терапии». Это такой приём, когда ты рассказываешь волнующую тебя историю, но как бы о других людях. И тебе заметнее становится легче. И если в пьесе сказочные персонажи были введены как раз для этого, но в случае со спектаклем все немного иначе. Здесь уже белый кролик предстаёт, скорее, тем якорем, который, цепляясь за пучину веселья и смеха, не даёт упасть в глубокую черную яму депрессии всем вокруг. Включая и самих «Алис».
Часто не только после негативных происшествий, но и любых приключений в своей жизни люди задумываются: «А вот если бы я сделал то-то...» или «А поступи я так-то, как все обернулось бы тогда?».
На это пушистый белый зверёк дал простой, но в то же время гениальный ответ: «Это кроличья нора. Если не прыгнешь, никогда не узнаешь, что там».
Текст Анастасии Кулипановой
Фотографии из открытого доступа