«Валентин и Валентина»: любить нельзя расстаться

«Любовь – это когда ничего не стыдно, ничего не страшно, понимаете? Когда тебя не подведут, не предадут. Когда верят. Когда хотят быть лучше, жить чище». (Михаил Рощин. «Валентин и Валентина»)

6 декабря в Театре им. Ленсовета состоялась премьера спектакля «Валентин и Валентина» по одноимённой пьесе российского драматурга и сценариста Михаила Рощина. Режиссёр Юрий Цуркану обозначил постановку как «современная история», чтобы подчеркнуть, что произведение, написанное в 1972 году, не теряет актуальности и сегодня. Мало того, именно сейчас, в век виртуального общения, обезличивания и нивелирования жизненных ценностей именно такие спектакли, тёплые, пронизанные нежностью, нужны как никогда.

Историю о первой, трепетной и чистой любви двух подростков с открытыми сердцами разыгрывают на сцене Владислав Ставропольцев (Валентин) и Ася Прохорова (Валентина). Спектакль открывается их танцем-признанием – в белоснежной крохотной комнате, символизирующей уединённый мирок, где они счастливы вдвоём и оберегают тайну своей любви. Им страшно выглянуть в окружающую реальность и позволить вмешаться взрослым – ведь те не поймут и не смогут разделить их хрупкого чувства.

А у взрослых своя правда. Они пытаются уберечь детей от ошибок, не понимая, что душат их своей гиперопекой и что дети имеют право набить шишки, совершить ошибки – свои собственные! - и повзрослеть. Такие разные по темпераменту и характеру, мамы молодых - каждая по-своему - стремятся переубедить их жениться.

Комедийная сцена разыгрывается в доме Валентина – мать (обаятельная Светлана Письмиченко, великолепная в роли представительницы рабочего класса), проводница поезда, заламывает руки и оплакивает горькую судьбу сына, который, как и она, не сможет теперь из-за ранней женитьбы выучиться в университете. В её образе звучит многоголосие персонажей советского кинематографа – от Веры из «Вокзала для двоих» до Надежды из «Любовь и голуби» - с неподдельными, живыми эмоциями, интонациями. Драма разворачивается у Валентины, в семье интеллигентов. Три стула в ряд. Будто на суде рассаживаются мать, бабушка и сестра Женя, готовясь вынести приговор светлому чувству подростка. Словно свежий ветерок, врывается домой после свидания юная Валя, воздушная, пританцовывающая, невероятно счастливая - и наталкивается на стену непонимания и осуждения. Пытается вытравить из сердца ребёнка раннюю любовь мать (Елена Кривец), внезапно теряя поддержку в лице старшей дочери. «Вам меня мало?» - с тоской вопрошает Женя (трогательная, с невероятной грустью в глазах Анастасия Самарская). Она много лет назад уступила приказу властной матери, предала любовь и теперь несчастна – превратилась «в холодную, как собачий нос, которой все равно, лишь бы одной не быть». Не такой судьбы желает старшая сестра младшей, и напутствует: «Люби, пока любишь. Разлюбишь-уйдёшь».

Но не только недопонимание со стороны взрослых мешает чувствам юных героев. Новые препятствия возникают у них на пути – весёлый и обольстительный военный Гусев (харизматичный Кирилл Нагиев), засмотревшийся на празднике на юную красавицу Валю, обещает ей «золотые горы», дом у моря и безбедную жизнь. Подруга детства Валентина, Динка, втайне любящая его, ревнует и стремится соблазнить.

Героям кажется, что сил бороться за свою любовь уже нет. Сложно не сдаться и сохранить свои чувства вопреки обстоятельствам. Легче вообще забыть друг друга и продолжать жить дальше – спокойно, без тревог и волнений. А может, и нет никакой любви вовсе? Но пока останется на земле хотя бы один последний романтик (случайный прохожий, спешащий к жене, которую спустя десятилетия после свадьбы он любит всем сердцем), до хрипоты убеждающий в том, что любовь существует, и она стоит того, чтобы за неё бороться, не всё потеряно! «Любовь - это когда ждут без конца: и час, и год, и больше, потому что знают и верят, что человек все равно придет…».

Текст Натальи Стародубцевой Фотографии предоставлены пресс-службой театра

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения