Ускользающая красота на фестивале «Дягилев.P.S.»
27 ноября в рамках ежегодного, вдохновленного Ballets Russes, международного фестиваля искусств «Дягилев. Постскриптум», который проходит в Санкт-Петербурге, состоялся показ спектакля «Идиот» режиссёра Сабуро Тешигавара. Знаковая фигура в контемпорари данс Японии, 67-летний Тешигавара кроме того является композитором, дизайнером, хореографом, художником по свету и танцором! Основав в 1985 году мини-ансамбль «Карас», Сабуро активно гастролирует, представляя премьеры раз в год, каждая из которых – новое слово в танце.
В постановке «Идиот» (премьера состоялась в июне 2016 года) мастер объединяет классический балет и буто (авангардный стиль современного национального танца), создавая ни на что не похожий стиль. Не перенося полностью на сцену сюжет произведения, Тешигавара лишь намекает и проявляет в сознании зрителей нечёткие ассоциации, намёки и полутона. Минимализм, свойственный японской культуре, сочетается с тонким символизмом и глубоким пониманием русской души и замысла Достоевского.
Спектакль начинается в абсолютной темноте – и на протяжении нескольких минут звучит щемящая мелодия. Это помогает зрителям очиститься, отрешиться от проблем окружающего мира и настроиться на одну волну с труппой. Появляется небольшой источник света, за которым все зачарованно следят. Наконец яркий луч выхватывает из тьмы одинокую фигуру в чёрном пиджаке и белых брюках. Сабуро танцует, будто бы до конца не владея собственным телом, то неловко, как поломанная игрушка, то размашисто и экспрессивно, раздираемый противоречиями, воплощая и образ князя Мышкина, и Рогожина. К нему присоединяется танцовщица в чёрном платье - Рихоко Сато, олицетворяющая не только Настасью Филипповну, но и абсолютный образ Женщины – коварной и обольстительной, любящей и нежной, кокетливой и ревнивой, греховной и готовой на жертвы ради любимого.
Чёрное и белое, инь и ян… они проносятся в танце, не касаясь друг друга, будто существуя в параллельных вселенных – Она постоянно ускользает, словно прекрасное видение, а Он оглядывается, чувствуя ее присутствие, замирая в томительном ожидании встречи. И вот звучит «Вальс» Шостаковича – и они наконец танцуют уже вдвоём, порывисто и страстно, завороженные друг другом. Утратив любимую в финале, герой теряет и смысл жизни. Он обнажается и беззвучно кричит. Тело Сабуро будто онемело и не слушается, он долго пытается понять, как снова двигаться, словно грустный мим силится надеть пиджак – то на ноги, то натянув через голову.
Отдельно стоит упомянуть световое решение - то внезапно возникающий беспощадный прожектор, то дёргающиеся и нервные всполохи, повторяющие движения танцоров, передают неуверенность, боль и уязвимость героев.
Сабуро Тешигавара признаётся: «Я знал, что будет невозможно создать хореографию на основе такого романа. Но эта невозможность стала ключом для создания чего-то совершенно нового. Танец, который существует только в настоящем».
По окончании спектакля Сабуро Тешигавара был вручен приз фестиваля, учрежденного в 2011 году – «Удиви меня!» - за оригинальный творческий проект, объединяющий различные национальные культуры в мире искусства. В прошлые годы лауреатами премии становились Борис Эйфман, Анжелен Прельжокаж, Михаил Пиотровский, Теодор Курентзис.
Текст Натальи Стародубцевой
Фотографии Akihito Abe