Письма к «Неизвестному другу»

«Это похоже на дневник, по это все-таки не дневник,

потому что теперь у меня есть читатель,

хотя бы и предполагаемый..» (Иван Бунин. «Неизвестный друг»)

Бывает так, что книга, которую ты читаешь – сначала лениво перелистывая страницы и понемногу вникая в сюжет, потом всё более жадно проглатывая каждый абзац - написана словно для тебя и про тебя. Автор, будто знакомый с тобой, заложил в своё произведение ответы на многие волнующие тебя вопросы. И вот ты дочитываешь книгу, и возникает неловкое чувство, будто ваш разговор прервали, а так хочется продолжить его, поблагодарив незнакомца за эти строки, внезапно и необъяснимо послужившие твоим спасением. Похожее чувство испытывает и героиня музыкального спектакля «Неизвестный друг», показ которого состоялся 14 декабря в Малом зале Петербургской филармонии имени Шостаковича (премьера прошла в октябре 2016 года). Постановка основана на одноимённом малоизвестном рассказе Ивана Бунина, написанном им в 1920-е годы во время пребывания в Альпах. Время действия – далёкая Ирландия, начало 20 века. Одинокая на чужбине, с уже повзрослевшими тремя детьми, героиня пытается переосмыслить свою жизнь. Прочитав книгу и почувствовав загадочную связь с автором, она обращается к нему, подменяя письмами свои привычные записи в дневнике. Романтичная, с тонкой душевной организацией, безымянная героиня красочно описывает зелёные луга и бескрайний океан, рассказывает о себе и своей семье, о ежедневных заботах, рассуждает об искусстве и смысле жизни. Одно, второе, третье письмо – в течение месяца женщина ведёт воображаемый диалог с писателем, то робко и смущённо, то с большей настойчивостью, требовательно – ожидая ответа. И, под конец, отчаявшись, прекращает переписку: «Благодарю Вас, что Вы не отозвались. Было бы хуже, если бы было иначе. Что бы Вы могли сказать мне? И на чем могли бы мы с Вами, без чувства неловкости, прервать переписку?». Режиссёр Валерий Галендеев создал мастерский синтез драмы и музыки. На сцене – невозможно прекрасная Ксения Раппопорт, актриса широчайшего диапазона, словно перенесшаяся к нам из другого времени – то ли эпохи старого Голливуда, то ли итальянского кино 1950-х. Ею хочется любоваться, не упуская ни единого слова, движенья рук, взмаха кудрей. Виртуозно аккомпанирует Ксении пианистка мирового масштаба Полина Осетинская. В её исполнении звучат произведения Петра Чайковского («Болезнь куклы» и «Сладкая греза»), «Полька» Сергея Рахманинова – накал страстей увеличивается, главная героиня отчаянно взывает к «неизвестному другу», ожидая ответа - и вот уже правят бал страстный Морис Равель («Alborada del gracioso»), нежный Клод Дебюсси («Слёзы под дождём») и чувственный Габриэль Форе («Пробуждение»). Вскользь упоминает героиня о своей пятнадцатилетней дочери, которая в соседней комнате занимается музыкой – и в её переходе от разучивания гамм из цикла «Детский альбом» Чайковского к исполнению сложнейших произведений прослеживается развитие личности и жизненный путь. Великолепный тандем в чёрно-белых элегантных костюмах, современных, но отсылающих к прошлому веку, без декораций, в интимном полумраке сцены делится со зрителями историей, полной одиночества, светлой грусти по уходящей молодости и ностальгии по родине. В завершение вечера звучат композиции современников - минималистичная «Past Perfect» Павла Карманова и «Письмо Сергея Рахманинова Людовико Эйнауди» Антона Батагова. Последнее произведение-признание перекликается с рассказом Бунина – по признанию Батагова, после посещения могилы Рахманинова в Америке он представил, как великий маэстро пишет письма - но нет, не своим современникам, а последователям, постмодернистам, и разговаривает с ними по душам на языке музыки (в фортепианный цикл вошли также воображаемые «письма» Арво Пярту, Филипу Глассу, Питеру Гэбриэлу и другим значимым композиторам второй половины XX века). После просмотра этого пронзительного и изящного музыкального спектакля проносится целый вихрь мыслей в голове об одиночестве и силе искусства, а ещё о том, как много мы подчас теряем, читая бесчисленные и бессмысленные сообщения ежечасно, ежеминутно – во всевозможных мессенджерах, и как забыли мы о прелести ожидания письма, душевном томлении, романтике эпистолярного жанра, и как приятно даже теперь, в век современных технологий, получать живые письма в почтовый ящик – будь то признание в любви, открытка из дальних стран от знакомого или просто пожелание хорошего дня от дорогой подруги. Текст Натальи Стародубцевой Фотографии из открытого доступа

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения