Lasciatemi cantare

С 27 ноября по 8 декабря в Петербурге значительно потеплело благодаря жарким, страстным, веселым и драматичным фильмам из Рима, Неаполя, Сицилии и Сардинии. Самое современное итальянское кино зрители смогли посмотреть на больших экранах киноцентра «Родина» на VI Российско-Итальянском фестивале RIFF (Russia-Italia Film Festival). Говоря об Италии, первым делом вспоминаются пицца, Вивальди и, конечно, мафия. Но как сказал главный герой фильма «Предатель» (Il Traditore) Томмазо Бушетта, «мафия – это выдумка журналистов». Настоящая власть на Сицилии принадлежала Коза-Ностре, помогавшей беднякам, жившей по своим строгим законам и державшей в страхе всех судей, кроме Джованни Фальконе, которому и решился открыть все секреты легендарный мафиози. Режиссер картины Марко Белоккьо – известная персона на Венецианском кинофестивале, где мэтр получил золотого льва за вклад в мировой кинематограф. Его новый фильм, благодаря отличным актерским работам, контрастным панорамам и великолепной музыке, стал не только эпическим байопиком, но и замечательным подарком киноманам. Показанная во второй день фестиваля комедия «Познакомься с Софией» (Ti Presento Sofia) - легкая, забавная история о папе Габриэле, папиной дочке Софии и женщине, которой пришлось столкнуться со своими страхами в отношении детей. Психологическая проработка явно и косвенно происходит со всеми персонажами, отчасти благодаря работе психолога, и в большей степени тогда, когда герои сами решают, что для того, чтобы двигаться дальше часто нужно предпринять над собой усилие и измениться. Еще больше о семейных ценностях итальянцев зрители узнали в фильме «Когда все дома» (La Casa Di Famiglia). Кино во многом напоминает известный немецкий фильм «Гудбай, Ленин». Только здесь из комы выходит не мама, а папа. И взрослым детям не нужно изображать ГДР, достаточно сделать вид, что они не продавали родительский дом и мебель. Картина получилась очень трогательной, забавной и ностальгической. Порой совсем непросто прощаться с прошлым. Но иногда именно завершение становится новым началом. Родительский дом, то самое место, где тебя любят, где в коробке хранятся рисунки и поделки, а в каждой комнате прячутся воспоминания, наверное, всегда остается в сердце каждого и часто снится по ночам. Третий день фестиваля ознаменовался показом фантастической комедии «Однажды в Риме» (Non Ci Reasta Che Il Crimine). Трое друзей случайно оказываются в Риме 1982 г., где еще нет электронных сигарет, сотовых и никто не слышал про Стива Джобса. У режиссера Массимилиано Бруно эта комедия далеко не первая. Ранее он снимал «Запутавшиеся и счастливые» и «Да здравствует Италия!». Это, конечно, не «Назад в будущее», но и забавные моменты есть. Например, ограбление банка в боевой раскраске Kiss. Суббота в «Родине» превратилась в День Неаполя. Вслед за документальным фильмом «Сожгите Неаполь», зрители увидели драмеди «Похититель певчих птиц» и, пожалуй, один из лучших фильмов фестиваля - «Боб и Мэрис», который представил публике лично сам режиссер Франческо Приско. Эта гениальная комедия о победе гуманизма и восстании маленького человека действительно заслуживает внимания. Сюжет фильма основан на реальных событиях. Бандиты Гоморры приходят в дом преподавателя Боба и его жены Мэрис, чтобы оставить там свои коробки с товаром на хранение. Этим, казалось бы, самым обычным людям некуда деваться, но с легкой руки режиссера немолодая пара не только обводит бандитов вокруг пальца, но и оживляет свой брак, который благодаря таким авантюрным событиям получает вторую жизнь. Тем не менее, фильм интересен не столько сюжетом или психологизмом, сколько удивительно многогранным образом Мэрис – изобретательной, женственной, прекрасной, словно Софи Лорен, итальянки, способной на фантастическую щедрость души, как например, отдать свой дом повзрослевшей дочери, когда та собирается выйти замуж, или рискнуть жизнью ради спасения незнакомки. Главным героем следующей картины стал сам Неаполь. «Неаполь под пеленой» (Napoli Velata) – победитель ММКФ и участник 20 кинофестивалей. Мистический триллер с невероятной эстетикой, чувственностью и глубоким психологизмом держит в напряжении до самого конца. В какой-то момент вспоминается «Двуличный любовник» Франсуа Озона, но при этом «Неаполь» обладает собственной магией и итальянской теплотой. Главной героине приходится пережить боль утраты из-за человека, которого она больше вообразила себе, чем реально знала. Это, конечно, не «Любит – не любит» с Одри Тоту, где совсем не было оснований для безумной зависимости. Но все же шаг из реального мира в воображаемый героиня делает довольно быстро, а вот, обратный путь оказывается довольно извилистым. Первого декабря зрители смогли не только посмотреть кино, но и послушать лекцию «Матера – культурная столица Европы» Анны Карловой, которая состоялась перед показом документального фильма «Неизвестная Италия. Матера – город из камня». И совсем разными по настроению и атмосфере получились следующие два показа – черная комедия «Спрячь бабушку в холодильнике» (Metti La Nonna In Freezer) и «Чамбра» (A Ciambra). В комедии Джанкарло Фонтана и Джузеппе Стази случается любовь между двумя противоположными полюсами: зацикленном на законах налоговом инспекторе Симоне (Фабио де Луиджи), который днем и ночью пропадает на работе, а по душам говорит только с тостером, так как у него нет денег на психолога, и бизнес-леди искусствоведе Клаудии (Мириам Леоне). Казалось бы, фильм, в котором старушку, ради того, чтобы получать ее пенсию посмертно, прячут в холодильнике, может вызвать неприятные ощущения, но здесь нет безжалостного фашизма Бена Уитли или стэндапа Александра Реввы. Итальянская бабушка оказывается вполне себе милой даже, когда ее пару раз размораживают. И главная линия здесь, конечно, романтическая, с небольшим уколом в отношении правительства, из-за которого государственным служащим, даже с самыми сильными моральными устоями, рано или поздно, приходится вспомнить, что детей на что-то надо кормить. И если налоговым инспекторам нужно отступить от закона только слегка, то, если верить фильму «Чамбра», у итальянских цыган совсем все беспросветно. Режиссер Йонас Карпиньяно показал все детали уголовного мира цыганской общины Калабрии. Угон машин, воровство, наркотики, алкоголизм, сигареты во рту у дошкольников и подростков, и мир, настроенный исключительно против – вот то, что видят эти свободолюбивые люди от мала до велика, не научившиеся читать, но умеющие предавать и брать чужое, оправдывая себя необходимостью кормить семью, любовь к которой, безгранична. Зрители наблюдают за взрослением юноши. В его системе ценностей нет таких понятий, как нравственность, ценность образования, польза обществу. Есть брат, которому хочется подражать, каким бы он ни был, и стремление принадлежать к группе взрослых любой ценой. Фильм погружает зрителей в атмосферу нищеты, трущоб, равнодушия и отсутствия надежды на лучшее. То ли грезой, то ли неким символом становится конь, значимый атрибут цыганской культуры, за которым мечтательно наблюдает цыганский мальчик. Но тут не до грез, так как судьба подростка, если верить этому фильму, предопределена генетически и социально. Ближе к концу «взросление», которое здесь становится полной деградацией человека, как личности, начинает вызывать такое отвращение, что уже даже цокот копыт, ночной костер, прикосновения рук влюбленных подростков, не спасают ситуацию. При этом, фильм, безусловно, достоин просмотра, потому что и это тоже часть мира и Италии, и это тоже жизнь, как она есть, без прикрас, во всем своем пугающем и неприятном неореализме, когда одним икра недостаточно свежая, а другим нужно наскрести денег, чтобы не остаться на улице. Продюсером «Чамбры» выступил сам Мартин Скорсезе. Мировая премьера прошла на Каннском фестивале. Фильм был отобран от Италии претендентом на «Оскар». О бедности, но уже без меланхолии, а с юмором рассказал режиссер Франческо Миччике в фильме «Фантазеры» (Ricchi Di Fantasia). Атмосферой кино напоминает гениальный «Блеф» с Адриано Челентано. Главные герои мечтают начать новую жизнь, но из-за бедности никак не могут решиться. В результате шутки с поддельным лотерейным билетом они отправляются в путешествие, почти без денег, но с любовью, юмором, песнями и воображением. «Фантазеры» - яркий, веселый, современный фильм о мечтах с социалистическим подтекстом и отличными актерскими работами – Серджо Кастеллито («Не уходи») и Сабриной Ферилли («Великая красота»). Невозможно представить фестиваль без короткометражных фильмов. 4 декабря зрителям показали сборник юмористических историй из Сардинии «Лови момент». Первый фильм был о контрабанде свинины и колбасы в Сардинии. Далее был фильм о космонавте, которому пришлось пережить признание жены и друга в предательстве. В следующей работе герой провел лучшие несколько дней в своей жизни из-за врачебной ошибки, уверенный, что ему осталось жить всего ничего. Был и фильм «Признание», где герою в эффектной футболке со звездой пришлось признаться в своей гетеросексуальности гомосексуальным родителям. Также был фильм о трудностях актерской работы и несоответствии рекламы реальности. О реальности же и виртуальности был скетч, в котором герой Джанни готов был сбежать на необитаемый остров от телефонов, гаджетов и рекламы, но там его нашли фанаты, увидевшие в нем гуру и спасителя и оказавшиеся в итоге гораздо хуже спама. И, наконец, зрители увидели романтичный фильм о том, как ради любимой девушки с синдромом спасателя Елены тренер баскетболистов-колясочников может даже сесть в инвалидное кресло. Создатели киноальманаха – дуэт комиков Pino e gli Anticorpi. В подобной стилистике, но с философским уклоном в постулаты Кастанеды, вышел фильм «Великий дух» (Il Grande Spirito). Сбежав с сумкой денег, пожилой вор ранит ногу. Ему ничего не остается, кроме как остаться с психически больным индейцем по прозвищу Черный олень в его жилище на чердаке. Отказавшись от таблеток, индеец все больше верит в духов, а вор постепенно выздоравливает, изучая в бинокль всех жителей по соседству. В фильме много грустных, жестоких и неприятных моментов. Но есть и другая сторона. Опять показана Италия без прикрас. Это не виллы с бассейнами, а обычные многоэтажки, где живут маргиналы, простые и необразованные. И к ним тоже можно проникнуться симпатией, или хотя бы посочувствовать. Фильм сюжетом и развитием болезни во многом напоминает нашу отечественную картину «Сумасшедшая помощь» Бориса Хлебникова. В настоящей Италии, кроме индейцев, цыган и русских, есть еще бангладешцы. Именно им посвящен фильм «Итальянец» (Bangla) режиссера Эроса Пульелли. Эта картина получила «Серебряную ленту» как лучшая комедия 2019 г. Фильм получился современным и романтичным. Зрители видят столкновение двух культур, у которых совершенно разные обычаи и религиозные догмы. Ради любви герои идут на компромиссы: итальянке приходится усмирить свою страстную натуру, а мусульманину бангладешцу позволить себе согрешить. Мир меняется, и поддерживать традиционные верования людям становится все сложнее. Глобализация воздействует на всех уровнях: от виртуального до реального, и часто это не так уж и плохо. Несмотря на большое количество комедий, кроме вышеперечисленных, еще были показаны «Любовь под домашним арестом», «Медный человек» и «Останемся друзьями», были и глубокие, серьезные фильмы. Например, «Грех» А. Кончаловского и фильм-победитель Каннского кинофестиваля (Особый взгляд: Лучшая актриса – Жасмин Тринка) «Везучая» (Fortunata). Режиссер Серджо Кастеллитто, ранее известный по фильмам «Рожденный дважды» и «Не уходи» создал очень достойное кино, которое уже оценили на более чем 30 международных кинофестивалях. Это не просто фильм, отображающий реальность, в которой люди совершают ошибки, а скорее древнегреческая трагедия в духе «Антигоны» о том, на что способны люди, некой божественной каре и конфликте между родовыми и государственными законами. У главной героини, покорившей сердца критиков Канн, нет образования, идеологии или стремления служить обществу. Есть дочь и мечта – открыть свой салон красоты. Возможно, она – героиня современного мира, в котором часто вещи кажутся важнее впечатлений и семьи. Ей приходится пройти сложный и болезненный путь к осознанию того, что постоянный бег ведет совсем не туда, где можно обрести счастье. «Везучая» - это фильм, который может заставить чувствовать радость, сопереживание, грусть. И, самое главное, в нем есть невероятная танцевальная сцена, которая может стать такой же культовой, как знаменитые танцы пар из фильмов «Запах женщины» или «Криминальное чтиво». Всего на фестивале зрителям показали 25 фильмов, среди которых были и лидеры проката, и дебюты. Кроме того, были проведены тематические дни: День Рима, День Сардинии и День Неаполя. Фестиваль RIFF проводится не только в Москве и в Северной столице, а также в Новосибирске, Сочи и других городах. А в следующем году организаторы планируют провести кинопоказы в 20 городах России. Текст Инны Зайцевой Фотографии из открытого доступа

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения