«Кармен»: новый жанр в театральном искусстве
В Петербурге заканчивается X международный фестиваль искусств «Дягилев. Постскриптум», созданный в год столетия Русских сезонов.
Одно из последних мероприятий, состоявшееся на сцене театра-фестиваля «Балтийский дом» 28 ноября, уникально по форме – это драма, опера и балет «Кармен» режиссёра Максима Диденко, продюсера и художника Павла Каплевича и хореографа Владимира Варнавы.
Подобная полиформа – дань памяти изобретателю и новатору, великому импресарио Сергею Дягилеву. Знакомый сюжет Проспера Мериме искрится новыми красками – в повествование вплетается горячий, надрывный и экспрессивный текст поэта Михаила Чевега, музыка Жоржа Бизе дополняется мастерской аранжировкой лауреата национальной театральной премии «Золотая маска» Алексея Сюмака.
На склоне лет Хосе (актер театра Ленком Игорь Миркурбанов) вспоминает яркую, как вспышка, историю любви с юной Кармен, счастливые минуты, проведенные с ней, разъедающую душу ревность и, наконец, преступление и горькую расплату. Роли Хосе исполняют также блестящий тенор Хачатур Бадалян и артист балета Эдуард Ахметшин. Партию соблазнительной Кармен танцует прима-балерина Музыкального театра им. Станиславского и. Немировича-Данченко - утончённая и артистичная Ксения Шевцова, и поёт лауреат международных фестивалей и конкурсов, приглашённая солистка Большого театра, меццо-сопрано Карина Хэрунц.
Колоритная постановка звучит многоголосьем редких музыкальных инструментов: средневекового арабского сантура, лютни, древних флейт. Все музыканты на сцене одеты в кипенно-белые костюмы, артисты же выступают в чёрных - особенно эффектно они смотрятся, когда сцена заливается кроваво-красным светом. Дополняется визуальная картина изящными витиеватыми восточными орнаментами на экране, словно подтверждающими слова создателя Максима Диденко о концепции спектакля: «Всё это объединилось в некую музыкальную вязь».
Текст Натальи Стародубцевой
Фотографии Ирины Полярной