28 ноября на сцене Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии прошел очередной показ мюзикла «Бал воров». Режиссер-постановщик – н.а. России Андрей Житинкин.
Спектакль был поставлен по одноименной пьесе французского драматурга Жана Ануя. Постановка заявлена в крайне популярном сегодня жанре «мюзикл». Действительно, здесь зрителя ждут все необходимые составляющие: арии, дополняющие сценическое действие, танцы, яркие декорации и костюмы. Однако мы помним, что мюзиклы бывают разные: развлекательные и серьезные. «Бал воров» однозначно относится к первой категории.
По сюжету, на одном из французских курортов, где отдыхают аристократы, начинает орудовать шайка мошенников, которые умело «сливаются с толпой»: изображают богачей, генералов, священников и даже в девушек при необходимости переодеваются. Однако чем дальше, тем очевиднее становится, что не все так однозначно и у сильных мира сего, которых мы считаем людьми без проблем и забот, и у тех, кто пытается выжить, сводя концы с концами.
Так, богатство, которым кичатся посетители курорта, на деле оказывается «мыльным пузырем»: кто-то вложился не туда, кто-то проигрался. У каждого своя история потери денег, но выход из ситуации у всех один – надо удачно выйти замуж и жениться. Помимо того, что состоятельные люди все как один Кащеи, чахнущие над своим златом, одновременно с этим они становятся заложниками своего положения, попадая в «золотые клетки», откуда не вырваться и не изменить устоявшийся порядок вещей.
Глядя на богачей, всеми правдами и неправдами пытающимися спасти свое положение, политика мошенников выглядит в какой-то мере даже более честной: они не скрывают своих намерений, своего ремесла. Более того, их периодически даже мучают муки совести, о наличии которой состоятельные люди вряд ли догадываются и знают, что это такое.
Так что же, симпатии зрителя на стороне воришек? В какой-то мере, да, так как обычному человеку ближе их взгляды и представления, нежели мировоззрение богатеев. И правда, вряд ли вы задаетесь вопросом: «Интересно, кто подает ворам кофе по утрам?» или с сожалением в минуты хандры восклицаете: «Удрать бы из клетки, но все же она «золотая»!».
Либретто к спектаклю написал Андрей Житинкин, стихи – Михаил Бартенев. Как и постановка в целом, арии не несут в себе особо глубокой смысловой нагрузки, за исключением, пожалуй, заглавной темы «Что остается после нас?», в которой неожиданно для данного мюзикла затрагивается серьезная тема нашего бытия. Артисты во время исполнения композиции становятся серьезными и задумчивыми, стирая со своих лиц веселость и дурашливость, а у зрителя подступает ком к горлу и в голове начинают мелькать кадры из его жизни.
Несмотря на то, что первоосновой для мюзикла стала пьеса Ж. Ануя, создатели немного осовременили сюжет, внеся в него, в виде шуток, реалии сегодняшнего времени. Смотрятся данные вставки узнаваемо и злободневно.
В целом, «Бал воров» оставляет после себя ощущение легкости. Он не требует от зрителя особого внимания и вдумчивости, напротив, это тот самый случай, когда нужно расслабиться и получать удовольствие.
В заключение скажем, что мюзикл был отмечен жюри высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит»: постановка была номинирована в категории «Лучший спектакль в оперетте и мюзикле», а Александр Круковский стал лауреатом в номинации «Лучшая мужская роль в оперетте и мюзикле» за роль Петера Боно.
Текст: Любовь Марьина
Фото с официального сайта театра