«Свечение цвета» – солнечная выставка Риммы Юсуповой

С 18 октября по 17 ноября в московском Музее Декоративного искусства можно увидеть персональную выставку "Свечение цвета" члена Союза Художников России -  Риммы Юсуповой! Удивительный эффект: зайдя в темное время суток в зал музея, где представлена выставка, мы оказываемся в комнате на Малой Дмитровке, в окна которой радужными переливами льется солнечный свет. На долю секунды ориентиры были потеряны, но вскоре становится понятно, что перед нами искусно исполненные масштабные декоративные полотна. Экспозиция состоит из нескольких циклов, созданных автором за последние 30 лет в редкой и очень сложной технике – роспись по натуральному шёлку. Работы выполнены в реалистичной манере и в крупном формате. Это уникальная живопись, по сложности превосходящая акварель, ведь шелк моментально впитывает пигмент, и исправить что-либо практически невозможно! Несмотря на такую технику и прозрачность красок, работы воздушны, словно светятся изнутри, являя то самое свечение цвета. В честь этого эффекта, на достижение которого ушли годы поисков и практики, и получила название текущая выставка. Мы побеседовали с Риммой Юсуповой и узнали про её творческий путь, чем вдохновляется автор, а так же выяснили, как жили московские художники при советской власти: ОКОЛО.: Римма, расскажите, пожалуйста, как Вы стали художником, кто Вас вдохновил на этот путь? Р.Ю.: Моя мама старалась нас хорошо воспитать, пока мы были маленькими детьми. Чтобы уделять мне и моей старшей сестре больше внимания и  времени, наша мама изготовляла авторские модели одежды на дому. Мама обладала изысканным вкусом, хорошо рисовала, у неё были постоянные заказчицы, которые ценили её за талант и мастерство. Работа над будущим костюма начиналась с обсуждения пожеланий заказчицы, затем шёл просмотр журналов мод, мама делала эскизы и предлагала свои варианты, которые учитывали образ клиентки, особенности ткани и многое другое, что на профессиональный взгляд мамы могли бы подчеркнуть и украсить индивидуальные особенности заказчика. Все предложения автора принимались с радостью и благодарностью, и в итоге мы с сестрой были свидетелями потрясающих преображений  счастливых женщин в маминых моделях!  Всё это очень сильно повлияло на меня. У мамы были самые прекрасные журналы мод, которые она постоянно выписывала. Мы с сестрой просматривали эти прекрасные журналы, тогда все модели в основном были рисованными, рисунки моделей были замечательно исполнены!  Мы просили у мамы разрешить подрисовать хотя бы губки, но она категорически запрещала портить свои журналы! Зато разрешала срисовывать с них. У мамы был большой рабочий стол, к которому нельзя было приближаться, и прекрасная швейная машинка «Veritas», большая редкость в те времена. Так проходило счастливое наше детство! Конечно, всё это не могло не отразиться на выборе профессии! Моя старшая сестра Румия, была одной из самых красивых женщин Советского Союза. Румия работала манекенщицей  в Общесоюзном доме моделей на Кузнецком мосту, она была невероятно популярной. Она высоко ценила и обожала  Вячеслава Зайцева как талантливого и выдающегося модельера, считалась любимой моделью Славы Зайцева. Она была необычайно артистичной и величественной, её образ долгие годы вдохновлял Зайцева. Когда я уже поступила в Московский ордена Трудового Красного знамени Текстильный институт, то моя фотография провисела на доске почета среди студентов отличников до окончания вуза, который я закончила с красным дипломом в 1977 году. В этом же году меня приняли на конкурсной основе в Комбинат Прикладного искусства Художественного фона СССР в творческую мастерскую текстильного рисунка, где создавали рисунки для текстильной промышленности Советского Союза, в том числе выполняли заказы и для Ленинградского текстильного комбината имени Веры Слуцкой, где работали замечательные художники.  В КПИ мною разработаны и созданы авторские эскизы для оформления интерьеров, эксклюзивных шалей, костюмов в технике ручной росписи по натуральному шёлку. ОКОЛО.: Каково это, быть художником в советской Москве? Р.Ю.: В советское время понимали, что очень многое в воспитании молодёжи зависит от уровня культуры и искусства, которые воплощают художники, архитекторы и другие деятели искусства. Культура – прежде всего, в Советском Союзе это понимали. Многие скульпторы и выдающиеся художники очень неплохо жили, имели прекрасные заказы. Москва оформлялась очень хорошо. Был строгий конкурсный отбор, старались воплощать лучшее. Конечно, было множество своих недостатков. Я родилась в Москве и очень её люблю. Живу в центре Москвы в Доме художников, это специальный проект, созданный и построенный в советское время для талантливой молодежи Москвы. Подобных домов, построенных для  талантливых художников в разное время, несколько. Я уже говорила, что очень люблю Москву и поэтому стараюсь своим творчеством передать свою любовь зрителю. В серии «Моя Москва» есть работа «Солнце на Малой Дмитровке». Москве также посвящена  серия работ «Московские окна», которую я собираюсь продолжить. За день до открытия выставки во Всероссийском музее декоративного искусства, специально по такому значимому для меня поводу, была сделана новая работа «Два неба» - это вид из окна моей мастерской на Фрунзенской набережной. ОКОЛО.: Насколько Вас поддерживает государство сейчас, если сопоставить эти две эпохи? Р.Ю.:  Жаловаться мне не на что. Я много работаю. Постоянный участник российских, московских и зарубежных выставок. Мои персональные выставки проходят с большим успехом, что вдохновляет и радует! Свои работы я создаю в моей любимой мастерской, которую предоставил МСХ. В 2011 году мои творческие достижения отмечены медалью Российской Академией художеств. В этом же году я была награждена Почётной грамотой Министерства культуры РФ «За большой вклад в развитие культуры». В 2017 году за заслуги в творческой деятельности награждена почётным знаком МСХ АХДИ. С 2004 года занимаюсь преподавательской деятельностью, являюсь автором научных публикаций, учебно-методических программ, пособия по рисунку. В 2006 году приглашена на конкурсной основе преподавать живопись в отделение «Промышленный дизайн» второго высшего образования в МГТУ им. Н.Э. Баумана. С 2006 по 2018 годы - доцент кафедры «Дизайн» МГУТУ им. К.Г. Разумовского. В 2014 году награждена Почётной грамотой Министерства образования и науки РФ «За многолетнюю и плодотворную работу по развитию и совершенствованию учебного процесса, значительный вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов». ОКОЛО.: Как Вы оцениваете современный уровень других художников, работающих в росписи на ткани? Р.Ю.: Есть фильм о моем творчестве, очень хороший, автор фильма - Александра Загряжская. В этом фильме я  объясняю, что много хороших художников, и  каждый должен сделать свой выбор, найти себя, сделать что-то своё, особенное. Я нашла своё предназначение в живописи по натуральному шёлку, в передаче свечения цвета, это у меня получилось! Мне очень нравится кредо Леонардо да Винчи, что живопись - это математика. Понимаете, только глубоко образованный человек, может состояться как художник. Сальвадор Дали говорил, что самое страшное в искусстве – это самодеятельность! Своим студентам я всегда привожу эти неоспоримые высказывания выдающихся мастеров. Они очень убедительны! Хотелось бы обратить внимание на знание технологии материала, в моём случае шёлка, который не терпит ошибок, но когда ты владеешь секретами мастерства, работа с ним приносит огромную радость и удовольствие! И ещё важны такие детали как технологическое завершение работы. Нужно снять работу с рамы, поместить её в барокамеру, где в течение трёх часов работа должна запариваться для фиксации красителя с тканью, затем её необходимо постирать , сразу же прогладить и натянуть на подрамник! Картина готова! ОКОЛО.: Благодарим Вас за этот интересный рассказ и желаем Вам вдохновения в дальнейшем творческом пути! Основные представленные в экспозиции серии: "Лес и лучи солнца", "Экология и сила природы", "Дыхание гор", "Пионы", "Моя Москва. Московские окна". Римма Юсупова отмечает, что в серии «Пионы» вдохновилась восточной философией, где с удовольствием обнаружила, что пиону уделяется достойное внимание, он обладает мощной энергетикой, привлекает удачу. Пион – это императорский цветок , символ  любви и богатства. Свои пионы художник ассоциирует с силой , красотой и мудростью прекрасной женщины. А  одну из работ, на которой можно увидеть нежный пион, пронизанный насквозь лучами солнца, вложено столько внимания и самовыражения, что она носит название «Автопортрет». Известные искусствоведы Л.Г.Крамаренко, Л.В. Казакова и др. отмечают, что произведения Риммы Юсуповой пронизаны воздухом, светом, наполнены цветом, а так же восхищаются невероятным профессионализмом и безупречным владением техникой исполнения. «Творчество Риммы Юсуповой в художественном текстиле отличает мастерство и подлинная живописная культура, что поднимает статус современного декоративного искусства», – пишет о художнике Л.Г.Крамаренко, доктор искусствоведения, профессор,  академик Российской Академии Художеств. На сегодняшний день произведения Риммы Хамзаевны Юсуповой находятся в частных коллекциях России, США, Израиля, Японии, Испании.

Текст и интервью: Юлия Афанасьева

Фото: Андрей Волков

[gallery link="file" ids="150747,150753,150743,150744,150745,150746,150748,150749,150750,150751,150752"]

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения