На сцене театра «Приют комедианта» с неизменным успехом не первый год (премьера состоялась 27 апреля 2015 г.) идет спектакль «Призраки» по одноименному произведению Эдуардо де Филиппо. Чем же привлекает зрителя данная постановка?
Спектакль повествует об искателе лучшей жизни Паскуале Лойяконе (Степан Пивкин), который с молодой женой Марией (Соня Горелик) переезжает в старинный дворец с, разумеется, темной историей. Паскуале, которому не особо везло в жизни, но который верил, что однажды и на его улице наступит праздник, наконец улыбается удача: за жизнь во дворце ему не нужно ровным счетом ничего платить. Единственное, что он должен делать – создавать видимость, что здание обитаемо и развеивать миф о проклятии резиденции. Герой, в жилах которого течет коммерческая жилка, тут же находит применение особняку – он решает обустроить его под пансион.
Однако все начинает идти не так, причем во всех, каких только возможно, аспектах. И вот здесь появляются «призраки». Неудачнику Паскуале почившие обитатели дома подкидывают деньги на воплощение в жизнь его плана. Пока мужчина занят стройкой, его молодая жена даром времени тоже не теряет. Как не упускает своего и привратник Раффаэле (з.а. РСФСР Михаил Самочко), хотя и его в конце концов постигает проклятие дома.
Призраки в спектакле действительно есть. Однако кто же они на самом деле? Это не те призраки, которых рисует нам наше воображение и подсознание: это не души покойных людей, пришедших навестить или напугать нас. Нет. Призраки – это мы и наши собственные чувства: мы убиваем свои истинные переживания, эмоции, превращаясь в ходячих призраков, надевая маски и проживая не свои жизни. Кто-то делает это специально, кто-то становится жертвой обстоятельств. Так, любовная связь Марии и Альфредо (Дмитрий Луговкин). Авторы предлагают зрителю версию большой любви, которая случилась между двумя людьми. Однако так ли это на самом деле? А, может, все намного прозаичнее и дело в муже-неудачнике с одной стороны и вечно недовольной всем жене Армиде (Дарина Дружина) с маленькими детьми с другой? Или таинственное появление денег. Паскуале действительно настолько глуп, что верит в мистику и не понимает, что творится у него под носом? Или все же ему выгоднее не замечать? Подобными «если» зритель задается на протяжении всего спектакля, который, несмотря на юмор и комизм, вызывает скорее чувство печали и грусти, нежели смеха, потому что ты вдруг начинаешь осознавать, что и ты в какой-то мере живешь не по правилам и чувствуешь безысходность от того, что и ты превратился в «призрака» самого себя.
Важны ли причины нашей внутренней трансформации, превращающей нас в «призраков»? Пожалуй, нет. Есть ли у человека шанс «воскреснуть» и вернуться к счастливой, полной, своей жизни? Спектакль дает однозначный ответ, однако мы предпочтем не быть скептиками и дадим возможность каждому из людей решить самостоятельно.
Текст: Любовь Марьина
Фото из открытого доступа