Открытие фестиваля «Дягилев. P.S» : «Посвящение Нижинскому»
В Санкт-Петербурге стартовал юбилейный X Международный фестиваль искусств «Дягилев. Постскриптум». Фестиваль, созданный в 2009 году – в год столетия Русских сезонов Сергея Дягилева, - за 10 лет превратился в одно из самых интересных культурных событий России. В рамках мероприятия в прошлые годы проходили гастроли балета Мориса Бежара, труппы Джона Ноймайера, Анжелена Прельжокажа, Большого театра России, Пермского театра оперы и балета под руководством Теодора Курентзиса, Екатеринбургского театра оперы и балета, Национального балета Норвегии и многих других.
Основная цель фестиваля – межкультурный обмен опытом, знакомство зрителей с самыми неординарными и значимыми постановками, новый взгляд на знаменитые произведения – с тем же сюжетом и музыкой, но с совершенно новой хореографией и сценографией.
Кроме самих постановок, обширная программа включает ряд общеобразовательных мероприятий – лекции, кинопоказы. В этом году Музей театрального и музыкального искусства примет международную научную конференцию, посвященную 110-летию «Русских сезонов», и юбилейную фотовыставку «Дягилев. P.S.10 лет спустя», а в пространстве «Севкабель» состоится интеллектуальная игра «В круге Дягилевом. Кто есть кто?».
14 ноября на сцене «Балтийского дома» состоялось торжественное открытие фестиваля. В начале вечера слово взял председатель Комитета по культуре Санкт-Петербурга Константин Сухенко. Он отметил, что «Дягилев. P.S.» - качественное прибавление к программе Международного культурного форума, проходящего в эти же даты, и отметил значимость фестиваля для города, ведь он «возвращает в Россию всё европейское, передовое и интересное». Художественный руководитель фестиваля Наталья Метелица подчеркнула масштабность мероприятия - за прошедшие 10 лет Петербург с гастролями посетили 48 трупп из 32 стран мира! Наталья Ивановна поприветствовала труппу Монте-Карло, открывающую фестиваль спектаклем «Посвящение Нижинскому».
Именно в Монте-Карло долгое время проходили репетиции и премьеры Ballets Russes. После смерти великого импресарио в 1929 г. была образована труппа «Русский балет Монте-Карло» - в ней и собрались бывшие «дягилевцы».
Спектакль «Посвящение Нижинскому» в честь 130-летия со дня рождения танцовщика-легенды, создателя нового языка и стиля в танце - Вацлава Нижинского, включает четыре взгляда со стороны XXI века на шедевры Ballets Russes: «Дафнис и Хлоя», «Видение розы», «Неужели я влюбился в сон?» и «Петрушка».
«Дафнис и Хлоя» (премьера состоялась в 2010 году) Жан-Кристофа Майо на музыку Мориса Равеля преисполнен нежностью и трепетностью. Сначала перед зрителями разворачивается история знакомства и первой влюблённости юных Дафниса и Хлои, только исследующих любовь. Далее к ним присоединяется более зрелая пара – Доркон и Ликэнион, которые стремятся то разлучить юных героев, то передать им свой опыт. А подчас старшие видят в младшем поколении себя и ошибки юности, горячность и несдержанность, но в то же время восхищаются их страстью и пылкостью чувств. Лаконичное пространство сцены дополнено видеозарисовками Эрнеста Пиньо-Эрнеста – карандашными штрихами он акцентирует внимание на изгибах тела, движениях рук и бёдер.
«Видение розы» Марко Гёке поставлен в 2009 году по мотивам балета Михаила Фокина, который в свою очередь вдохновлялся стихотворением Теофиля Готье: «Гляди, гляди, я призрак розы, тобою сорванной на бал». По сюжету, девушке, которая вернулась с первого в жизни бала, во сне является призрак сорванного ею цветка. На сцене, утопающей в лепестках роз, танцует великолепный танцовщик Даниеле Дельвеккио.
«Неужели я влюбился в сон?» Йеруна Вербрюггени – это новое прочтение сюжета «Послеполуденного отдыха фавна» Клода Дебюсси. Строка из поэмы Малларме, вынесенная в название, указывает на исследование подсознания человека, его подавляемые желания. Иллюзорная, зыбкая атмосфера дополняется полутьмой и туманом на сцене.
«Петрушка» Йохана Ингера (премьера состоялась в декабре 2018 года) на основе балета Михаила Фокина и Александра Бенуа на музыку Игоря Стравинского, как и в оригинале, повествует о кукле-марионетке, пляшущей по приказу Хозяина. Но Йохан Ингер осовременил историю, перенеся место действия с ярмарки 1830 года в наше время, в мир моды, привлекая внимание к обществу потребления. Эксцентричный гуру моды (в образе которого читается Карл Лагерфельд) ищет вдохновение, готовя новую коллекцию. Его страсть и амбиции буквально оживляют кукол-манекенов. Скромный Петрушка борется за расположение Балерины с самоуверенным Арапом. Так на фоне показа мод с шикарными нарядами, фальшью, тщеславием и пафосом приглашенных суперзвёзд разворачивается трагедия маленького человека и льются «невидимые миру слёзы». Ненужные после показа куклы выбрасываются на свалку-кладбище манекенов. В финале на сцене остаётся лишь одинокое и поломанное тело Петрушки, которое на долю секунды оживает, в полной тишине осуждающе смотря в зал пустыми глазницами.
Текст Натальи Стародубцевой
Фотографии Alice Blangero