21, 22 и 24 ноября в театре «Мюзик-Холл» состоялась премьера мюзикла «Звезду заказывали?». Режиссер-постановщик и автор либретто – Виктор Высоцкий.
По сюжету, начинающие артисты готовятся к премьере нового музыкального шоу, каждый из них мечтает стать звездой и для достижения своей цели готов пойти на многое. Несмотря на довольно тривиальную тему, создатели спектакля смогли оживить его, введя не конкретных героев, а некие собирательные образы творческих людей, в результате чего у персонажей отсутствуют имена, вместо них – мужские и женские «маски». Так, девушки Героиня (Ольга Вечерик, Анна Снегова) и Протеже (Анна Позднякова, Дарья Захаро) находятся в открытой конфронтации и мечтают удавить соперницу ради главной роли, а на другой чаше незримых весов располагается Мамаша (з.а. России Елена Терновая, Светлана Плащевская), лучшие годы которой остались далеко позади и все, что ей остается, хвастаться былыми победами и элегантно и с достоинством выкручиваться из ситуаций «я бы сыграла, но возраст уже не тот».
Образы мужчин выглядят менее воинственными и более лояльными по отношению друг к другу: самовлюбленный и недалекий Мачо (Мирослав Федючек, Игорь Бессчастнов), которому просто недостает ума соперничать, находящийся в астрале Дух (Александр Чернышев, Сергей Коровин), не интересующийся мирскими делами, и Самый Умный (Александр Осинин), единственный из этой тройки понимающий, где и с кем он находится и оттого лишь беззлобно подтрунивающий над коллегами.
Безусловно, ни один постановочный процесс не может обойтись без Директора (з.а. России Олег Куликович, з.а. России Николай Смирнов) и Режиссера (Константин Китанин), которые разворачивают настоящую борьбу не на жизнь, а на смерть, и что же в итоге победит – деньги или искусство – зритель узнает в самом конце.
Музыкальные номера, составляющие основу постановки, в той или иной мере знакомы зрителю, ведь в нее вошли композиции из таких мюзиклов, как «Вестсайдская история», «Чикаго», «Завтрак у Тиффани», «Иисус Христос – суперзвезда», «Моя прекрасная леди», «Призрак Оперы», «Mamma Mia!» и др. При этом целью создателей мюзикла было не повторить уже сделанное и виденное, а поставить свой спектакль. И в какой-то мере им это удалось. Помимо собирательных образов персонажей, он выделяется тем, что в нем в легкой, шутливой форме поднимается множество злободневных проблем как «внутреннего», так и мирового масштаба: наряду с шутками, высмеивающими современный подход к созданию театральных постановок в целом и мюзиклов в частности, затрагиваются политические, религиозные и социальные вопросы. Качество предлагаемого юмора, правда, не всегда соответствует достойному уровню.
Однако красной нитью через весь спектакль, без шуток и сарказма, проходит тема, вызывающая жаркие дискуссии среди людей разных поколений – это современная молодежь, проживающая свои жизни в телефонах и социальных сетях. Два персонажа, получившие условные имена Тони (Михаил Глекель, Роман Дряблов) и Мария (Мария Елизарова, Александра Каспарова), общению «в реале» предпочитают бесконечные переписки в чате. Они ни разу не виделись в жизни и не торопятся встретиться, предпочитая узнать друг друга поближе посредством общения в Интернете. Бич современности. В каком ключе он показан в спектакле? Решите сами.
Постановки, идущие в «Мюзик-Холле», неизменно сопровождаются визуальным рядом. Не стал исключением и данный проект (видеорежиссер – Вадим Дуленко). Только если в «Портрете Дориана Грея», например, зрителя удивляют стареющим на глазах портретом, а в «Великом Гэтсби» – «кинохроникой» из жизни героев, то в «Звезду заказывали?» глазу особо зацепиться не за что, на протяжении всего спектакля на экране появляются то минипрезентации городов мира, то «тематические» иллюстрации к мюзиклам, буквально передающие их название. В связи с более чем незамысловатым видеорядом его отсутствие в арии из мюзикла «Иисус Христос – суперзвезда» выглядит идеальным решением, которое смело могло бы быть применимо и к некоторым другим музыкальным номерам.
Одной из «изюминок» данного спектакля являются костюмы (художники по костюмам – нар.худ. России Вячеслав Окунев, Татьяна Кудрявцева). Персонажи, особенно женские, меняют их бессчетное количество раз, так что практически каждый выход на сцену сопровождается новым образом и каждый раз – это ярко, броско, а порой даже и дерзко.
Другое преимущество постановки – грамотное распределение сценического пространства (художник-постановщик – Юлия Гольцова), благодаря которому практически все герои имеют возможность находиться на сцене одновременно. Достигается это за счет условного разделения площади на женскую и мужскую гримерки и собственно сцену, на которой восходящие звезды репетируют номера.
Вследствие того, что значительную часть времени действие происходит во всех трех локациях сразу, зрители не имеют возможности внимательно разглядеть каждого героя, в результате часть действия остается упущенной. А поскольку каждый образ, тщательно проработанный авторами и блистательно переданный актерами, уникален, любопытен и занимателен, у зрителя появляется желание прийти на мюзикл еще раз, чтобы «всех посмотреть». А не это ли является показателем грамотно продуманного и реализованного проекта, который сделает директору и театру кассу?
Текст: Любовь Марьина
Фото с официального сайта театра «Мюзик-Холл»