Комедия подмен
Спектакль “Подменённые” состоялся 21 ноября 2019 во дворце Белосельских-Белозерских.
Чего ждать от режиссёрской работы Ильи Мотова, актёра иммерсивного шоу “Безликие”? Анонсы обещают современную адаптацию пьесы Уильяма Шекспира “Укрощение строптивой”, commedia dell’arte шоу с костюмами от Анны Гусевой в стиле “шекспирпанк”.
Действительно, костюмы, вдохновлённые кутюрными коллекциями дизайнера Thom Browne, создающего одежду в стиле эксцентричного неоклассицизма, достойны отдельного упоминания и иногда даже отвлекают от сюжета, являясь самостоятельными произведениями искусства. Их создатель Анна Гусева балансирует на грани между роскошью эпохи Возрождения и раскрепощённостью панка.
Площадка, на которую переехал спектакль - Зеркальный зал дворца Белосельских-Белозерских. Наблюдать происходящее на сцене в необарочном интерьере оказалось особенно приятно. Что именно происходило? Создатели спектакля первыми в России решили вернуться к истокам: пьеса Шекспира частично основана на пьесе "I Suppositi" (“Подменённыне”) Людовико Ариосто. В то же время труппа под руководством Мотова возрождает на сцене популярный жанр XVI - XVIII веков - комедию дель арте, которая характеризуется не только наличием масок, но и большим количеством импровизации.
Маски действительно присутствуют на сцене: Панталоне, Капитано, Тарталья, Бригелла и целых два Арлекина. Всего в комедии дель арте существовало более сотни масок, высмеивающих пороки и черты характера итальянских горожан, но авторы обращаются лишь к нескольким из них - неудивительно, ведь в труппе всего десять человек, среди которых - сам режиссёр, Илья Мотов. Это также роднит постановку с настоящей commedia dell’arte, ведь именно в этом жанре впервые появился своего рода “проторежиссер”, роль которого была отведена ведущему актёру труппы.
Другой момент, связывающий “Подмененных” с этим старинным жанром - импровизация. Как актёры на итальянских площадях XVI века имели лишь некий “остов”, вокруг которого создавался сюжет произведения, так и труппа под руководством Ильи Мотова вовсю импровизирует, опираясь на первоисточник Шекспира. Импровизирует весьма забавно и достоверно, превращаясь на сцене в единый организм, что с одной стороны хорошо, а с другой - иногда сбивает с толку.
Обилие масок (особенно для незнакомого с ними человека), постоянные “подмены” актёров (ведь многие из них, помимо основных ролей, играют и второстепенные), а также сценография спектакля и работа художников со светом создают на сцене сюрреальный мир, в котором очень легко заблудиться. Ведь, впрочем, иногда приятно заплутать, чтобы потом найтись опять?
Текст Даши Климовой
Фотографии из открытого доступа