Ревизия исторических взглядов
С 23 по 27 октября в киноцентре «Родина» состоялся 16 кинофестиваль немецкого кино. В этом году организаторы подобрали для просмотра самые обсуждаемые премьеры Германии, включая лучший немецкий фильм 2019 года «Гундерманн» Андреаса Дрезена и фаворит кинофестивалей - «Пину» Вима Вендерса. Между показами состоялись дискуссии с санкт-петербургским киноведом Ксенией Реутовой и гостями из Германии.
Фестиваль 2019 года получился музыкально-театральным. Фильмом открытия стала документальная картина «Ведь только раз живешь» о турне рок-группы Die Toten Hosen. Режиссер Кордула Каблиц-Пост сопровождал группу на протяжении десяти лет во время их выступлений в Германии, Швейцарии и Аргентине. Самые известные песни группы «Такие дни», «Вот идет Алекс» и «Друзья». Группа была основана в 1982 г. За эти годы музыканты продали более 19 миллионов пластинок, а цитаты из их песен стали татуировками на телах многих поклонников.
Не менее музыкальным, но уже в другом, более бардовском стиле, получился лучший игровой фильм 2019 г. «Гундерманн» о поэте и музыканте времен ГДР. У режиссера Андреаса Дрездена вышла очень теплая и душевная картина скорее о художественном образе, чем о человеке. Простодушный, прямолинейный идеалист и коммунист, он настолько живет в своем мире, что за его чрезмерную откровенность его не принимают даже в партию. Днем он работает на экскаваторе, а вечером репетирует, поет со своей женой Конни и ведет историко-политические дискуссии с друзьями. В этом фильме отображена эстетика быта: простой человек, а не герой, с многогранным внутренним миром и обаятельной улыбкой, лучи заходящего солнца, проникающие сквозь ковш экскаватора, любовь к своей семье. Значимым фоном для происходящих с Гундерманном событий становится время перемен, в которое он живет. Тонко-чувствующий поэт интуитивно предвещает крушение сложившегося строя. На работе он предупреждает о возможности трагедии на стройке и параллельно в своих стихах предчувствует кризис Германии. Его слова игнорируются, происходит крушение на всех уровнях. Кто-то видит в этом начало нового мира. Так, журналистка призывает поэта к раскаянию, но он ни о чем не сожалеет. «Гундерманн» - своеобразная ревизия исторических взглядов на прошлое, охватывающая два временных пласта.
После обсуждения фильма зрителям показали сборник короткометражных фильмов Next Generation Short Tiger 2019. Это 20-й выпуск, который представила компания German Films и Федеральный кинофонд Германии Short Tiger. В программу вошли 13 короткометражных фильмов: печальная и душещипательная анимационная драма Яны Угрехелидзе «Колыбельная войны», романтичный «Бутик» о любви, оживившей манекенов Андреаса Фишера, экспериментальный, юмористический «Праздник» с танцами на крыше Никиты Диакура, документальная картина о внутренней красоте людей с деформациями в позвоночнике «Формы» Фарибы Буххайма, фильм о подростковой влюбленности «Парень в клетчатой рубашке» Александры Одич, фантастический «Юпитер» Беньямина Пфоля, остросюжетный и юмористический, мафиозный «Маскарпоне» Йонаса Римера, саркастический мультфильм «Молочники» Алеши Рамона Бенерта и Мишеля Бураковски, фантазийная зарисовка «Прыжок» Лассе Хольдхуса, научно-фантастический, юмористический взгляд на одиночество и изоляцию от общества «В безопасности» Михаэля Кранца, забавный мультфильм о птичках и жучках «Гнездо», поэтический и трогательный фильм о девушках мусульманках «Чернила не высыхают» и политический документальный фильм о теракте 1980 г. «Чья рука?».
В третий день фестиваля были показаны две картины: «Адам и Эвелин» и «Мэкки-Нож: Трехгрошовый фильм Бертольда Брехта». Кроме того, на вопросы критиков и зрителей ответил режиссер фильма «Адам и Эвелин» Андреас Гольдштейн. В этой неторопливой, созерцательной картине Андреасу Гольдштейну удалось отойти от канонического подхода и создать многослойную утопию, в которой главное не то, о чем рассказывается, а то, о чем умалчивают. Если у нас переломным моментом стали девяностые, которые режиссеры часто пытаются отобразить в своих фильмах, вдохновившись той атмосферой спущенной пружины и открывшейся свободы, то в Германии не меньшей красной кнопкой стало падение Берлинской стены, которое с разных точек зрения пересматривается в литературе и кинематографе не один год. Фильм интересен, прежде всего, тем, что его герою не удается адаптироваться в новой для него реальности после потери уютной ниши в ГДР. С открытием границ он теряет ту свободу, которая у него была до этого. В фильме, безусловно, есть надежда на будущее, когда герои верят, что их ребенок придет в лучший из миров, в котором работать можно будет 30 часов в неделю, а вместо армии будет год занятий чем-то полезным для общества. При этом, чувствуется разочарование режиссера, в связи с тем, что «светлое будущее» так и не наступило.
«Адам и Эвелин» - киноверсия одноименного романа Инго Шульце. Андреас Гольдштейн отмечает, что как бы сильно его ни вдохновил сам роман, но в своем фильме он отошел от оригинала достаточно далеко. Сначала он просто переписал книгу в сценарий, но результат ему не понравился. Тогда режиссер начал переговоры с писателем, который отвечал настолько редко, что стало ясно – он не читал большую часть из того, что ему высылал режиссер. В итоге Андреас Гольдштейн предпочел работать в партнерстве с оператором и одновременно сценаристом фильма Якобине Моц. Они отошли от «опереточности» сюжета, углубив его содержание и добавив многое от себя, возможно, таким образом, сделав фильм более близким. Как отметил режиссер в дискуссии после фильма, снимать о жизни других – невозможно, потому что ты их не знаешь.
В стилистике оперетты, мюзикла или водевильной театральной фантазии снят второй фильм «Мэкки-Нож», и это его совсем не испортило. Возможно, сам Брехт остался бы доволен таким многожанровым, ироничным, политически-громким кино, в котором соблазнительные танцы, разборки мафии и интриги, способные направить толпы бездомных на улицы города, так тонко переплетены с биографией самого великого немецкого поэта, что в какой-то момент связь времен становится настолько тонкой, что прошлое превращается в будущее.
И еще более актуальные и современные проблемы рассмотрены в «Стиксе» Вольфганга Фишера. Путешествие по морю в сторону девственной природы заканчивается трагедией для врача Рике. Увидев тонущий корабль с беженцами женщина не может ни уехать, бросив их на произвол судьбы, ни приблизиться, что для нее крайне опасно. Она спасает только одного мальчика 14 лет, который тут же пытается сбросить спасительницу с ее же яхты, потому что в этот момент его семья, друзья и близкие один за другим бросаются в воду в надежде на спасение. Чувствуется политический контекст. Позиция Германии в отношении беженцев довольно неоднозначна. После фильма остается многоточие и множество вопросов. Часто ли действия во благо или нерешительность приводят к трагедии? Есть ли что-то более ценное, чем человеческая жизнь?
Совсем другой по атмосфере семейный фильм «Мальчику нужен воздух». У режиссера Каролине Линк получилась картина о счастье, семейных посиделках, детстве с ягодами в саду и танцами для любимой мамы, потеря которой в любом возрасте – болезненный, тяжелый и неизбежный этап взросления.
Фестиваль завершился тремя документальными фильмами, два из которых посвящены интернету. Кроме собравшей полный зал, «Пины» Вима Вендерса, зрители смогли посмотреть «Чистильщики» - тяжелый документальный фильм о людях со всего мира, работа которых заключается в просмотре «шок-контента». Весь день они подвергают свою психику тяжелому испытанию – смотрят картинки и видео со сценами насилия. Для многих из них столкновение с подобным обилием злонамеренных действий в адрес невинных детей, женщин, пленников или самих себя, заканчивается катастрофой в виде проблем с психикой или желанием покончить с собой. Многие увольняются. Для других такая работа – единственный шанс прокормить семью. При этом, не будь в социальных сетях данной цензуры, все это могли бы увидеть обычные люди или дети.
Другой взгляд на цензуру в фильме «Все создания, добро пожаловать» показала Сандра Тростель. Она сняла фильм о сообществе хакеров, их выездах с палатками, вечеринках и симпозиумах, собирающих по 12000 человек. Их основная миссия – информационная свобода с этическим уважением к конфиденциальности. Как рассказала сама Сандра Тростель в дискуссии после просмотра, она специально выложила фильм в интернет, чтобы на собственном примере пропагандировать свободный доступ к информации.
«Все создания, добро пожаловать» - своеобразная многоуровневая игра, которую зритель проходит, позвонив оператору Хаосу. Среди нарисованных птичек, летающей телефонной будки Доктора Кто и веселых компьютерных гениев в костюмах забавных зверей очень верно озвучен замечательный лозунг нового глобального мира: “Be excellent to each other!”. С точки зрения Сандры Тростель, самый лучший способ взаимодействия в наше время, не лечить симптом, удаляя или закрывая данные, а поменяться изнутри, научившись относиться к людям бережно, чутко, с любовью и уважением.
Текст Инны Зайцевой
Фотографии из открытого доступа