18, 19, 20 октября в театре «Мюзик-Холл» состоялась премьера мюзикла «Шелк» по одноименному роману А. Барикко.
«Мюзик-Холл» верен своей традиции: каждую осень театр представляет новый спектакль всем поклонникам жанра «мюзикл». Не обошлось без новинки и в нынешнем сезоне. В этом году театр предложил зрителям постановку «Шелк» по одноименному роману современного итальянского писателя А. Барикко. Режиссером-постановщиком выступил Лев Рахлин.
Действие спектакля происходит в XIX веке. Молодой француз Эрве Жонкур (Сергей Коровин, Андрей Карх) вместо службы в армии предпочитает посвятить себя разведению шелкопряда. В поисках здоровых личинок насекомого он оставляет жену Элен (Олеся Матакова) и уезжает сначала в Египет, а затем – в Японию, которая полностью меняет жизни супругов…
Поскольку события в постановке разворачиваются в различных частях света, перед создателями стояла тяжелая задача – отразить не только путешествия Эрве, но и передать совершенно различные культуры Запада и Востока. С перемещениями в пространстве постановщикам помогли видеоинсталляции, созданные видеорежиссером Викторией Злотниковой. Благодаря им зрители имеют возможность путешествовать вместе с героем: и в кабачке во Франции посидеть, и на корабле проплыть, и в минке оказаться. В свою очередь художник по костюмам София Матвеева создала совершенно бесподобные одежды как для французов, так и для японцев, каждый образ продуман до мелочей. Так, костюмы гейш в точности передают одежды, не раз виденные нами в фильмах и на страницах книг, а артисты балета в образе японцев буквально парят над сценой, как птицы, в развевающихся платьях-кимоно.
Стоит заметить, что «Шелк» пропитан танцевальной составляющей: танцы в кабачке, передвижения по земле и воде, знакомство с Японией – все это сопровождается пластической визуализацией. Да что там говорить, спектакль даже начинается с появления на сцене не персонажей, а с танца балетной труппы. Помимо этого, постановка вобрала в себя множество танцевальных жанров: от контемпорари до канкана.
Тем не менее, лидирующим компонентом в мюзикле остается все же пение. Совместная работа композитора Ивана Кушнира и авторов либретто Льва Рахлина и Евгения Кубынина дает возможность зрителю заглянуть в потаенные уголки души каждого из героев. Мы имеем шанс узнать больше о внутренней боли Элен, осознающей, что она более не сможет исполнять роль феникса, Эрве, томящегося от незнания, как же звучит голос его мечты, тоски супругов друг по другу, призывающих «Не молчи! Говори, говори!» и др. Однако, наряду с привычными нам ариями персонажей, в «Шелке» присутствует и нечто особенное: «церковный» хор, взывающий к Богу.
К слову сказать, божественной теме в спектакле отведено отдельное место. И речь не только о том, что жителям городка было велено построить церковь св. Агнессы и молиться за спасение яичек шелкопряда. В один из дней в Лавильдье объявляется незнакомец Бальдабью (Константин Китанин, Вячеслав Ногин), внешний вид которого больше выдает в нем странствующего проповедника, нежели простого путешественника. Именно он заманчиво рассказывает юному Эрве, мечтателю и авантюристу по натуре, о дальних странах и соблазняет его, зажигая в нем огонек желания отправиться в путешествие. Именно он разделяет супругов, обрекая тех на постоянную борьбу за свое счастье. При этом Бальдабью, как верный друг и напарник, каждый раз ждет возвращения Эрве. А чтобы убить время, он играет в бильярд с «одноруким» – самим собой, только одной рукой. По ходу игры Бальдабью отмечает, что как только «однорукий» победит, он тут же покинет город. Разумеется, «однорукий» неизменно проигрывает, на что Эрве со смехом отмечает: «Разве можно проиграть самому себе?». «Однорукий» проигрывал каждый раз, как Эрве отправлялся в путешествие, но один раз все же победил: в момент, когда Эрве, как птица, остался без крыла…
В конце спектакля в Эрве мы видим все того же мечтателя, сменившего путешествия по миру на путешествие в мир грез в исполнении Андрея Карха. В то же время Сергей Коровин показывает нам Эрве сломленного, разочаровавшегося в себе и жизни, апатично смотрящего на происходящее вокруг.
Основными цветами спектакля являются синий и красный. Главные герои – Эрве и Элен – носят одежды синего цвета, в то время как в Японии живет девушка, облаченная в красное. Очевидно, что выбор данных цветов символичен. Синий несет в себе значение верности, преданности и веры – именно такими мы видим Эрве и Элен в начале их семейной жизни. Красный цвет символизирует любовь и полноту жизни – разве не так ощущает себя Эрве, посетив Японию? Однако наибольшей силы символизм достигает в конце, когда перед зрителем предстает поседевший мужчина, разгадавший загадку и вынужденный жить с этим. Он одет во все тот же синий костюм, только теперь на его плечи накинут алый лоскут ткани…
Текст: Любовь Марьина
Фото с официального сайта театра «Мюзик-Холл»