22 сентября в Камерном театре Малышицкого был показан спектакль «Глаза дня / Мата Хари» по пьесе российского драматурга Елены Греминой. Елена Гремина была одной из основательниц московского независимого театра документальной пьесы Театр.док. Ее называют идеологом театрального направления «новая драма», в котором часто используется стиль вербатима. Спектакль «Глаза дня. Мата Хари» поставил Петр Шерешевский, главный режиссер Камерного театра Малышицкого.
Это«саунд-драма». Живой звук сопровождает переход от одного сценического действия к другому, постепенно погружая зрителей в историю жизни одной из самых таинственных женщин 20-го века – танцовщицы Маты Хари.
Восхищает смелость драматурга и режиссера, которые смело разрушают устоявшиеся каноны. Невольно начинаешь проникаться симпатией к шпионке и куртизанке, несмотря на то, что она сотрудничала с немцами во время Первой мировой войны.
Сама театральная сцена представляет собой небольшое полукруглое возвышение, единое пространство для зрителей и артистов. Там нет декораций, артисты «исполняют» свои роли, рассказывая и показывая нам истории любви и презрения, предательства и самопожертвования. Имя «Мата Хари» в переводе с малайского означает «глаз дня, солнце». Под этим псевдонимом выступала исполнительница сакральных индонезийских танцев, голландка Маргарета Гертруда Зелле.
Отец Маргареты был владельцем шляпного магазина, он не скупился на образование детей, которые обучались в школах для высшего сословия. Там Маргарета получила первые уроки общения с элитой. Это помогло ей в будущем! Когда после развода с нелюбимым мужем Маргарета отправилась в Париж, чтобы исполнять свои неповторимые танцы, только избранной публике она посвящала свои самые магические выступления.
Полученное когда-то образование помогало мистифицировать зрителей и поклонников, среди которых было немало высокопоставленных военных и чиновников из разных европейских стран. Про танцовщицу слагались легенды и мифы. Спектакль знакомит нас с одной из таких историй. Мата Хари могла влиять на мужчин и успешно соблазняла их, при этом она не была к ним привязана, а некоторых даже ненавидела. А вот женщины ненавидели ее. Одна из них, Клод Франс, Ханна (ее роль исполнила Лидия Марковских) предала ее, выдав офицерам французской разведки, которые приговорили танцовщицу к расстрелу.
Любимец театральной молодежи, артист Антон Ксенев, блестяще исполнил роль престарелого слуги Ханны, а после спектакля зрители восхищались его виртуозным пением.
Актер и композитор Ник Тихонов был исполнителем сразу двух ролей – капитана Маклеода, мужа-тирана Гертруды и капитана французской разведки Леду. В спектакле музыку Ника Тихонова исполняет Алексей Бостон, тапер. Его игра переносит нас в 30-е годы, когда перед началом фильма всегда играли на фортепьяно в фойе. В какой-то момент звуки начинают вызывать иллюзию присутствия на представлении Мата Хари, и тогда становится понятно, почему она могла так действовать на людей. Мужчины буквально сходили с ума, военные могли проговариваться о своих секретах…
Пронзительные монологи Маты Хари (Гертруды Целле), роль которой исполнила артистка Надежда Черных, заставляют задуматься о возможности полностью свободной любви без привязанности и зависимости. Мата Хари чувствует свободу только во время исполнения своих танцев. Но и она попадает в ловушку привязанности. Мужчина ее мечты даже не может увидеть ее и оценить красоту ее танцев, но он обязан ей своим выздоровлением.
Премьера спектакля состоялась 25 февраля 2017 года.
Текст Марии Гузарёвой Фотографии предоставлены Камерным театром Мылыщицкого