Мастерская Спивака. Режиссерское настоящее

1 октября в Петербурге завершился фестиваль, посвященный  25-летию мастерской художественного руководителя Молодежного театра на Фонтанке Семена Спивака. В течение недели на сцене Молодежного театра шли спектакли, которые в разные годы стали выпускными для артистов Спивака. Постановки, созданные режиссерами-учениками мастера, были показаны в театре «На Литейном» (спектакль «Отцы и сыновья», режиссер Сергей Морозов), Камерном театре Малыщицкого (спектакль «Черное/белое», режиссер Денис Хуснияров), театрах «Комедианты» (спектакль «Dream Works», режиссер Артем Петров) и «За Черной речкой» (спектакль «Над пропастью во ржи», режиссер Мария Мирош). О том, каковы спектакли наследников и коллег Спивака, активно участвующих в создании современной театральной палитры города, читайте в дайджесте молодых театральных критиков. Страстное желание любви («Отцы и сыновья» в театре «На Литейном»). Автор Полина Никитина. Режиссер Сергей Морозов смягчил общественно-политическую тему романа Тургенева, и в результате получился спектакль о Вечности, то есть о самой жизни. О тех бессмертных, «классических» проблемах, которые волнуют человечество во все времена: родители и дети, предки и потомки, новое и старое, мужчина и женщина, честь и бесчестие, верность и страсть, долг и счастье. А ещё это спектакль о любви. О стремлении к ней и страхе перед ней. Главным синонимом любви, ее выразителем в спектакле становится понимание и приятие. Евгений Базаров в исполнении Ивана Рябенко - дикий циник, в сердце и уме которого на самом деле есть желание и любви, и понимания. Базаров кричит: «Как я люблю своих отца и мать, но как мне смириться с ними, с их взглядами, с их миром и мировоззрением?!». И это крик не в тургеневскую эпоху, это крик в современность. Когда молодые люди не могут примириться со своими родителями. А значит и со своей любовью к ним. Дети любят своих родителей. Дети видят, что происходит в их стране. Дети видят, как их родители бездействуют: они уже не либеральные Кирсановы, не консервативные Базаровы, они безликие, смиренные. Они признают проблемы, знают их, но соглашаются жить с ними. А молодые протестуют, испытывают базаровское отчаяние.   Все наше общество, страна живет подобно миру этого спектакля: без реального конфликта. Нет конфликта, потому что единственные чувства общества – отчаяние, согласие, отчуждение, безысходность, ощущение упущенной жизни. Все члены этого общества стремятся к любви, но существуют сами по себе, любовь и жизнь в этой истории на самом деле не победили. «Я – герой, у меня просто нет другого выхода!» («Черное/белое» в Камерном театре Малыщицкого). Автор Дарья Синицына.  Спектакль «Черное/Белое» режиссера Дениса Хусниярова по роману Рубена Гальего «Белое на черном» - нежный, щемящий, глубокий, «дышащий». Сцена, сплошь обклеенная гофрокартоном, чем-то напоминает спичечный коробок - тот самый, со светлячком, драгоценный, из детства… В спектакле тоже есть свой «светлячок» - главный герой Рубен (Алексей Бостон). Эта история будет рассказана им самим. Чернокожий мальчик с ДЦП поведает мальчикам и девочкам, сидящим в зале, о своей жизни в советском детском доме. Емкая, сложенная в спичечную коробочку история - настоящая легенда, сказка, роман о любви к жизни. Рубен говорит на серьезные темы, но делает это очень просто и легко: «Я вырос там, где грань между жизнью и смертью была тонка». Маленький ребенок, «не такой как все», взрослеет и живет несмотря ни на что. Сначала - в условиях детского дома, а затем и дома престарелых. Рубен учится радоваться, дружить и влюбляться, каждый день преодолевать самого себя: «Главная сила человека – это сила духа, ею питает нас партия». Конечно, про партию и СССР Рубен мало что понимает, но про силу воли он знает все... Герои спектакля поют и громко рассуждают о взрослой недетской жизни или взрослой детской, они меняются и пытаются изменить мир, но все равно в душе остаются детьми. Детьми, которые могут сорвать всю картонную бумагу со стен, вытащить Рубена из ямы и начать футбольный матч – ярко, весело и по-настоящему счастливо! Нежность окольцовывает разврат. («DreamWorks» в театре «Комедианты»). Автор Ульяна Громакова.  Спектакль «DreamWorks» Артёма Петрова начинается и заканчивается идиллическими сценами любви и счастья, а вот между… между царит безумие, кокаин и буддизм, алкоголь и «трёхгрошовая опера», яд и рыжие пуфики. Нитью, связывающей начало и конец, служат разговоры о том, что такое любовь, мечта, современные мужчины и женщины…   Дэвид (Сергей Николаев) – человек, замкнувшийся в собственном горе. Он – единственное «чёрное пятно» на фоне других героев. Дэвид многое потерял, но учится отпускать и жить дальше. Бумажный кораблик (символ любви, весточка счастья) и рефреном звучащая фраза «Наши мечты – это наша работа, которую непременно мы должны сделать хорошо» сопутствуют герою в течение всего спектакля. Это знаки, напоминающие Дэвиду о чём-то человечном, не дающие погибнуть в одиночестве. Его умершая жена Мерил растворяется в сценографии, сливается с белыми стенами, находится на грани между существованием и небытием. Элизабет – плод воображения Дэвида, его спутница, помогающая принимать решения. Она лёгкая и чистая, героиня, спасительница Дэвида. Другие герои – яркие, вызывающие, негармоничные. Они пытаются помочь Дэвиду справиться с горем, но терпят поражение. Навсегда ничего не бывает. Можно строить воздушные замки из песка, но нельзя быть уверенным в их надёжности. Спектакль – и комедия, и мелодрама, и драма, и мюзикл. Иван Вырыпаев так написал, Артем Петров так поставил. Зритель и смеется, и сочувствует, и удивляется… Когда некого взять на необитаемый остров («Над пропастью во ржи» в театре «За Черной речкой»). Автор Яна Зарницына.  Наверное, у каждого в возрасте Холдена Колфилда тоже была какая-нибудь дурацкая шапка. Или очки. Или футболка с глупой надписью. Это такой возраст, когда хочется заявить о себе любым доступным способом. Отвоевать право быть самим собой в мире, где почти ничего нельзя. Остается только купить себе что-нибудь из ряда вон и тем самым выразить протест общепринятыми правилами. Сергей Барабаш в роли Холдена создает образ безудержно энергичного молодого человека, активность которого бесцельна. Движения размашистые и резкие, речь временами переходит в крик. Он был бы неприятен, не будь в его больших темных глаз, которые он распахивает навстречу чьему-то взгляду, детскости и ребячливой непосредственности. Даже когда он ругается, его голос не режет воздух гневным криком, а неуверенно вопрошает о несправедливости. Создается впечатление одиночества и потерянности, а не злости. Спектакль Марии Мирош - это не просто рассказ о подростке. Это его мир, буквально вывернутый напоказ зрителю. Здесь рефреном звучит музыка, вспыхивают огни, движения молодого героя легки и безудержны, звучит смех, переходящий в слезы, а временами мир схлопывается до непроглядной черноты и эмоции зашкаливают. Холден Колфилд будет искать ответ на вопрос: как жить, как среди множества людей найти того, с кем можно почувствовать себя счастливым. Для этого Холдену придется заглянуть очень глубоко внутрь себя. Фотографии Дарьи Пичугиной, Александра Коптяева, Сергея Николаева, Юлии Кудряшовой-Белокрыс

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения