Игра теней с актером
Возможно, вам не нравится читать Хармса или вы никогда его не читали – это очень даже веский повод прийти на «Старуха. Хармс. Спектакль» Андрея Аршинникова. Абсурдный, странный Хармс в его исполнении, обрамленный графическими образами становится интересен, даже если никакие другие произведения раньше вас не увлекали, и понятен, даже если раньше вы считали его тексты бредом.
Премьера спектакля состоялась в 2016, режиссер, художник, актер и рассказчик в нем Андрей Аршинников. Андрей - актер БДТ, Лауреат Санкт-Петербургской театральной премии для молодых «Прорыв» в 2016, как лучший актер за роль в спектакле «Zholdak Dreams: Похитители чувств». «Старуха. Хармс. Спектакль» - его самостоятельный проект. В 2018 моноспектакль стал лауреатом 3-его Всероссийского фестиваля-конкурса камерных спектаклей и моноспектаклей «Один.Два.Три».
Творчество Хармса – иррациональное, заумное безумие, впрочем, творцов это не останавливает, а кажется подстегивает - 40 экранизаций и более 100 спектаклей создано по его произведениям к настоящему моменту, не считая мультфильмов, балетов, опер и мюзиклов. «Старуха» в этом списке упоминается больше 10 раз. Как правило, режиссер стремится погрузить зрителей в ирриальность всеми доступными способами – резкие звуки, контрастный свет, ассиметричная одежда, вызывающие недоумение декорации.
Как режиссер, Андрей Аршинников уже в этом сильно отличается от остальных, текст спектакля максимально близок к оригиналу, из декораций на сцене чемодан, лавка, стул и молоток для крокета. Актер одет в костюм, соответствующий времени повествования, а внимание зрителя приковано к белым простыням. Простыни на прищепках делят сцену пополам. Позади светит проектор и показывает на простынях картинку.
Как художник, Андрей Аршинников воссоздает Петербург Хармса – будто углем, неказисто нарисован интерьер комнаты, дома и парадные, рюмочная и силуэты старухи, дамочки, Сакердона Михайловича. Рисунок движется, это похоже на популярные «движущиеся полотна» художников, которые заменили статичные классические выставки в последние 5 лет. Как указано в анонсе «В этом черно-белом мире есть все: хоррор и комедия, бытовая драма и философская притча, лирика и цинизм, жизнь и смерть». Видеопроекция уже бывала частью спектакля по произведению «Старуха» в вариации московского театра «Матаморфоза», но в таком оформлении, как у Андрея Аршинникова не только текст Хармса, но вообще какой-либо текст пьесы в театре ранее не встречался. Получается сразу и мультфильм, и моноспектакль, и театр теней.
Как актер, Андрей Аршинников точно передает образ – всклокоченный, нервный, истеричный алкоголик, меняет голос – его голосами говорят фигуры на простынях, а может быть, он говорит сам с собой. Иногда актер заходит за полотно, тогда он становится силуэтом и играет тень наравне с рисунком, будто путешествует между реальностями. Этот прием подчеркивает актерский талант – Аршинников играет алкоголика, Хармса, ведущего повествование от первого лица, живущего в мире своих черно-белых иллюзий. Его образ прост, убедителен, его поступки кажутся подчиненными логике. Среди всего многообразия полных абсурда спектаклей по Хармсу – этот захватывает, он увлекателен, но понятен, безумен, но вызывает желание его посоветовать. Примечательно, что я услышала о нем в фойе в ожидании другого спектакля, когда один зритель рекомендовал его другому, хотя с премьерного показа прошло три года.
Андрею Аршинникову, как никому, удалось. Хармс бы одобрил.
Текст: Катерина Егорова
Фотографии предоставлены Андреем Аршинниковым