«Братья Карамазовы»: «А ты ни за что люби»
23 сентября в Санкт-Петербурге стартовал XXIX Международный театральный фестиваль «Балтийский дом». В этом году программа поделена на 2 части: основная включает шесть спектаклей театров из Италии, Китая, Франции, России, вторая же посвящена памяти великого театрального режиссера Эймунтаса Някрошюса, ушедшего из жизни в ноябре 2018 года.
Программа «Някрошюс. Продолжение…» включает как последние работы мастера, так и постановки, созданные его учениками. Одна из них - «Братья Карамазовы» литовского режиссёра Сильвы Кривицкьене театра-студии «Теомай» - была представлена на Малой сцене Балтийского дома 4 октября.
Сюрпризы начинаются ещё перед началом спектакля – часть зрителей рассаживают прямо на сцене, по ее периметру. Свет не гаснет, актёры выходят на сцену по проходу мимо зрителей – пожимая им руки и приветствуя. Они говорят на литовском языке, а перевод не транслируется как обычно на экране, а синхронно звучит в наушниках, выданных зрителям перед спектаклем. Это поначалу непривычно, но удобно – не нужно искать глазами текст и отвлекаться от происходящего на сцене. По ходу спектакля актёры рассредоточиваются среди зрителей и шепчут, подпевают, музицируют, а подчас - жалуются, плачут, молятся, обращаясь постоянно к конкретным зрителям – и от этого мурашки по коже – словно в твоих руках – судьба.. персонажа? живого человека?
Именно такого впечатления стремился добиться режиссер Сильва Кривицкьене, создавая эффект погружения в то самое время и место действия психологической драмы Федора Михайловича Достоевского, стирая рамки и превращая зрительный зал в подобие суда присяжных. Чью сторону принять – каждый решает сам – харизматичного, дьявольски обаятельного сына Дмитрия, доброго, беззащитного Алёши, бесконечно любящего всех и желающего жить в мире и согласии, роковой Грушеньки, приносящей беды тем, кто ее любит, жестокого Фёдора (актёр, исполняющий его роль, примерно одного возраста с «сыновьями» - возможно, таким образом режиссер желал продемонстрировать невероятную жизненную силу и хватку отца-деспота).
Актёрам театра-студии «Теомай» удалось постичь загадочную русскую душу, склонную к саморазрушению, продемонстрировать необходимость и значимость веры – даже у тех, кто ее отрицает. А как зажигательно, с настоящим русским задором исполнили они «Вдоль по Питерской», лихо отплясывая и приседая!
Напоследок актёры, уходя со сцены и проходя мимо зрителей, дотрагиваются до них, будто благословляя, напоминая о терпимости и любви к ближнему.
Текст Натальи Стародубцевой
Фотографии Натальи Кореновской