«Остановилось сердце великого города..» (Алесь Адамович)
8 сентября, в памятный для каждого жителя города на Неве день, Театр «Суббота» представил премьеру – «872 дня. Голоса блокадного города». Документальный спектакль Татьяны Ворониной основан на «Блокадной книге», написанной Алесем Адамовичем в соавторстве с Даниилом Граниным, а также на текстах и дневниках Лидии Гинзбург, Дмитрия Лихачева, Ирены Дубицкой, Геннадия Гора, Павла Зальцмана, Татьяны Великотной, Веры Берхман, Юрия Рябинкина и многих-многих других.
С 12:00 до 19:00 перед зданием театра в рамках общегородской акции поминовения, организованной «Комитетом 8 сентября», были зачитаны имена ленинградцев, погибших в блокаду. Одним из последних прозвучал адрес «Звенигородская улица, дом 30» – в здании, где сейчас располагается театр «Суббота», на верхних этажах находилось общежитие. В блокаду в этом доме погибло 80 человек.
Как верить и надеяться на спасение, если один за другим умирают твои близкие - а ты даже не можешь их похоронить? Как продолжать бороться, если нет сил ходить? Как прожить на 125 граммов хлеба в день? И как остаться достойным человеком в нечеловеческих условиях?
«Первобытная жизнь. Без воды, без света, без тепла. Блокада, как фантастическая Машина Времени, отбросила нас далеко назад: к началу 18 века — в смысле уровня культуры» Сложнейшая задача стояла перед труппой спектакля - поведать о том, что невозможно представить в современное, мирное время. Рассказать не о великом подвиге города, а частные истории самых обычных людей, не готовых к таким немыслимым испытаниям. Не вживаться в роль, не играть, а транслировать, словно передатчики, голоса блокадников. Актёры в серо-белых одеждах в такт метроному зачитывают отрывки из текстов и дневников глухими, отстранёнными голосами, то сливаясь в хор, то рассказывая отдельные истории, полные бессилия, ненависти, страданий и, наконец, смирения перед неизбежным. А вокруг летают страницы из дневников - обрывки воспоминаний...
Не смогут, как ни пытаются, осознать всю глубину трагедии ленинградцев, запертых в кольцо и обреченных на мучительную голодную смерть, современники. Это подчёркивает прозрачная стеклянная стена с наклеенными крестами, отделяющая зрительный зал - наш мир - от кровоточащего Ленинграда, оплакивающего своих детей. В финале спектакля актёры покроют стеклянную перегородку, будто Стену Плача, страницами из дневников, перекидываясь словами в жуткой игре-алфавите: «А-артобстрел…Л – Ладога….».
Текст: Наталья Стародубцева Фотографии Театра "Суббота"
[…] Наталья Стародубцева, Арт-журнал «Около», 10 сентября 2019 […]