«Онегин»: перезагрузка в «Приюте комедианта»
Спектакль «Онегин. Сны Татьяны», с аншлагами идущий на сцене «Приюта Комедианта» уже почти год (премьера состоялась 29 сентября 2018), без сомнения, одна из самых радикальных и экспериментальных программ «Особый ракурс», включающей творения молодых режиссёров со своим авторским переосмыслением классики, более понятным современному зрителю.
Уникальное видение режиссера – визуала Романа Габриа, читающего произведение Пушкина между строк, увлекает в психоделичный мир снов и иллюзий Татьяны Лариной. В его трактовке главная героиня романа - именно она (как не вспомнить признание автора: «Простите мне: я так люблю Татьяну милую мою!»). Онегин же в спектакле – не просто антигерой, а само воплощение Зла, полный ненависти, желчный, мстительный и завистливый.
22 августа зрители, видевшие первую редакцию постановки, могли сравнить впечатления от спектаклей – абсолютно разных, со своим характером, идеей и атмосферой. Главное изменение – ввод другого актёра на роль Евгения Онегина. К коллективу присоединился один из ведущих актёров нового поколения, Иван Бровин, сотрудничавший с Юрием Бутусовым в Театре им.Ленсовета. Интересно не только искать отличия между Онегиным прошлым и нынешним, но и наблюдать его взаимодействие с другими персонажами. Меняется всё, смещаются акценты. И если в прошлой версии центром была Татьяна, теперь любопытно видеть, как впервые на этой сцене Онегин страдает.
Пресыщенный жизнью социопат, которому постоянно скучно – такой типаж близок современному человеку. Доказательство тому – множество подобных персонажей в современном кинематографе.
Онегин, утративший вкус жизни, силится его обрести – в новых знакомствах, смене впечатлений. Но тщетно. Воплощение тоски Онегина – Хандра в исполнении яркой и экспрессивной Юлии Захаркиной: «И бегала за ним она, как тень иль верная жена».
Остывшее сердце героя не способно на дружбу – позавидовав счастью беззащитного Ленского (Илья Борисов), без угрызений совести он разрушает его, соблазнив кокетку Ольгу. К слову, в этой сцене, изначально полной насилия, градус жестокости во второй редакции заметно уменьшился. Подчёркивает лёд в душе героя обилие зеркал, металла и стеклянный короб-гроб в центре сцены, наполненный водой.
Нет в новой версии яростного, полубезумного танца Онегина . Как нет презрения и брезгливости по отношению к трогательной, заикающейся Тане Лариной – только жалость. В белом платье и платке, с торчащими по-детски ушами, прикрываясь кроваво-красными ветками-щитом, она сбивчиво, скороговоркой признаётся в любви. А потом исполняет песню-крик души Love me – в унисон стуку собственного сердца, гулко раздающемуся в зале. И не встретив ответных чувств, пытается покончить с собой – возможно, именно так и вела бы себя Татьяна, живи она сейчас. Невероятная Александра Магелатова, полностью перевоплощающаяся во втором акте из угловатого ребёнка в элегантную, красивую женщину, настолько убедительна, что не покидает ощущение, будто на сцену вышла другая актриса. К слову, за эту роль Александра номинирована на премию «Золотой Софит».
Честная, достойная, не приемлющая компромиссов с совестью, Ларина будет до конца дней верной Генералу, в этом нет сомнений. А вот что будет с Онегиным? Создатели пытаются поразмышлять о дальнейшей судьбе персонажа, цитируя Виссариона Белинского: «Что сталось с Онегиным потом? Не знаем, да и на что нам знать это, когда мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца?».
Нет ответа и на вопрос, какой же Онегин лучше – в исполнении Сергея Агафонова или Ивана Бровина? Они разные, и оба хороши в своих образах – беспринципного злодея и уязвимого, способного страдать героя своего времени.
Достойно уважения стремление талантливого режиссёра Романа Габриа не идти легкими путями, пожиная плоды успешной постановки, а желание постоянно меняться и развиваться, искать новые краски, средства выражения, техники и нюансы характеров.
Текст: Наталья Стародубцева
Фотографии Приюта комедианта