«Мать залила нас всей горечью своего несбывшегося призвания, своей несбывшейся жизни, музыкой залила нас, как кровью» (Марина Цветаева. «Мать и музыка»)
25 марта 2019 года зрители Театра имени Ленсовета погрузились в мир воспоминаний Марины Цветаевой, охватывающих период её детства. Моноспектакль «Следы материнских морей» (премьера состоялась 27 ноября 2018 года) режиссёра Екатерины Максимовой создан по мотивам автобиографической повести «Мать и музыка».
Мать поэтессы – Мария Александровна Цветаева – была подавляющей, деспотичной личностью, лелеющей надежды о сыне – который бы воплотил её собственные неосуществлённые мечты о славе великого музыканта. Когда рождается дочь Марина, огорчённая мать вздыхает: «Ну что ж, будет музыкантша». Укоряющий образ матери, будто святой лик, со строгим голосом Ларисы Луппиан, будет появляться на сцене временами - и одёргивать заигравшуюся дочь.
Воздушная, изящная Марианна Коробейникова в строгом чёрном платье с белоснежным воротничком и белых носочках передает задор, наивность, непокорный нрав девчонки-непоседы, которой хотелось бы резвиться с детьми, а не сидеть часами за роялем, заучивая ноты. Ах, эти ноты.. они стремятся ускользнуть из нотной тетради, расплываются, путаются! Юная Цветаева представляет их маленькими воробушками, порхающими со строчки на строчку – и вот на сцену выбегают дети в разноцветных пачках, смеются и дурачатся. Они олицетворяют не только неподдающиеся ноты, но и сладостные мгновения уходящего детства. Постановка буквально «дышит» музыкой - звучат композиции Петра Чайковского, Дмитрия Шостаковича, Клода Дебюсси, Иоганна Себастьяна Баха - органично вплетённые в повествование, то нежные и журчащие будто весенние ручейки, то бурные и торжественные, словно океанские течения. «Так море, уходя, оставляет ямы, сначала глубокие, потом мелеющие… и эти музыкальные ямы – следы материнских морей» - подчёркивает Марина Цветаева в воспоминаниях.
В спектакле будет ещё много нестандартных решений: пугающий мистический метроном, лестница со ступенями- клавишами, весело перебегая по которым, Марианна берёт октавы, ограда из струн – словно гигантская арфа, издающая пленительно-нежные звуки, изящный кованый завиток – скрипичный ключ. Но главный герой на сцене помимо Марины Цветаевой – это рояль. Сказочно одушевлённый, то напоминающий тучного мужчину, готового пуститься в пляс, дружелюбно улыбающийся клавишами-зубами, то холодный и отстранённый- с распоротым животом-крышкой.
Бурное противостояние дочери и матери, упрямых и волевых личностей, зародили истоки рождения Цветаевой-поэта – с её невероятным музыкальным слогом и сложным ритмическим рисунком. «…Вся моя "немузыкальность" была - всего лишь другая музыка!» - сожалеет в мемуарах Марина, ведь мать при жизни не успела оценить самобытное творчество дочери. Последними словами Цветаевой-старшей перед смертью были: «Мне жалко только музыки и солнца»… Текст: Наталья Стародубцева Фотографии Театра имени Ленсовета