Па Фа и Слава Сэ
1 марта на сцену пространства FREEDOM вышли два, на первый взгляд, невозможных в одном концерте человека.
Павел Фахртдинов – поэт, музыкант, исполнитель, играет в стиле бард-рок. Автор одноименного проекта, участник группы "Проект ХБ". Выступает с концертами в России, Европе, США и Канаде. Лауреат нескольких фестивалей, в том числе Грушинского фестиваля авторской песни. В общей сложности издал 10 дисков.
Слава Сэ – латвийский автор Вячеслав Солдатенко, ставший популярным благодаря блогу, где он описывал бытовые зарисовки профессии сантехника, развода и воспитания дочерей. Первая книга пережила 5 допечаток и разошлась общим тиражом в 100 тысяч экземпляров. А в 2018 году была издана полная версия из трех книг о сантехнике под одной обложкой.
«Что сейчас будет, мы толком сами не знаем. Будет антитеза, драматургия, конфликт. Паша – поэт. Я – прозаик. Паша – красивый. Слава – талантливый. Паша в белом. Слава в черном» - так представили себя в начале вечера сами выступающие.
Антитеза и драматургия на деле была реализована следующим образом.
Павел играл 2-3 песни в свойственной ему экспрессивной манере – прыгал, приплясывал, гримасничал, двигался энергично, подыгрывая себе на гитаре, создавая тем самым ощущение участия зрителя в полноценном рок-концерте. Кто был на его выступлении в клубе, мог бы подтвердить, что поведение его аналогично поведению на сцене при выступлении, например, с "Проект ХБ". Что было удивительно, учитывая, что на одной сцене с ним прозаик, сам он одет в белую рубашку, а зал в бордовых тонах задрапирован тяжелыми шторами и увешан зеркалами в массивных рамах. Зрители подпевали, покачивались в такт музыке, а стоящие у барной стойки даже немного пританцовывали. Как прокомментировал во время концерта Слава: «С Пашей не стыдно быть бардом. Паша очень точно чувствует разницу между «писать песни» и «устраивать шоу».
Слава Сэ, в свою очередь, демонстрировал «балтийский темперамент», медленно и спокойно рассказывал истории о море и моряке Толике, посещении провинциального балета с детьми, про артистизм в латвийском драматическом театре, национальные особенности Латвии и Эстонии и маму. Читал без бумажки, близко к оригинальному тексту. В противовес Паше, выглядел смущенным, неловким, будто на сцене выступать ему непривычно. Что отчасти правда, так как его выступления обычно приурочены к выходу книг и проходят в формате встреч с читателями. Зал же реагировал на прозу добродушно, люди громко смеялись и с удовольствием откликнулись на призыв задавать вопросы. Так, в дополнение к рассказам мы узнали, что дочери уже выросли: Ляле - 14, Маше - 18. Ляля использует свою знаменитость в корыстных целях – получает бесплатно чай в магазине, пока ждет школьный автобус. Маша перешла в другую школу, где стала встречаться с учителем истории, которого Слава пока видел только из окна, но говорит, что латышские мужья считаются хорошим приобретением.
Между рассказами Слава просил Пашу сыграть что-то в тему его выступлений «морское», «детское» или просто «проиллюстрируй, пожалуйста». Так за вечер прозвучали песни разных лет «А мне все снится небо», «Минус 10», «Иона», «Море уходит ввысь», «Слушай, сынок», «Небесный глазок», «Мечты», «Колыбельная для Веры и Нади», прочитано несколько стихов, а две песни были сыграны совместно – Слава подыгрывал на акустической гитаре. Так что можно сказать, зрители получили двойную дозу таланта и творчества в сравнении с рядовым выступлением, а может быть, и познакомились с новым автором.
Концерт в Петербурге стал первым совместным опытом выступлений, второй концерт был запланирован в Москве на следующий день. Но, очевидно, опыт пришелся музыкантам по душе, так как они пообещали, что вернутся с совместным выступлением в Петербург осенью.
Текст: Катерина Егорова
Фотографии Татьяны Браславской