«В каждом из нас заложена творческая энергия, наделяющая личность способностью к саморазвитию. Впрочем, чтобы изменить себя, человеку нередко нужен тот, кто готов пробудить в нем дремлющий потенциал. И, влияя на других, такие ваятели чужих судеб сами проходят через метаморфозы». (Борис Эйфман)
5 марта на сцене Александринского театра состоялся показ балета Театра балета Бориса Эйфмана «Эффект Пигмалиона» (мировая премьера была представлена 6 февраля 2019 года). Каждая постановка народного артиста, лауреата Государственных премий России, премий «Золотая Маска» и «Золотой Софит» Бориса Яковлевича Эйфмана – эксперимент и вызов самому себе. Тонкий психолог и исследователь человеческой души, переносящий в танцевальную форму такие глубокие произведения, как «Анна Каренина», «Евгений Онегин», «Братья Карамазовы» впервые за почти двадцать лет решил обратиться к комедийному жанру.
Насмешить зрителя гораздо сложнее, чем довести до слёз. А заставить его от души смеяться на балете – задача невероятной сложности, но хореограф справляется с ней блестяще. Ловишь себя на мысли, что хочется не только наслаждаться невероятными пируэтами, поддержками высочайшего уровня сложности, акробатическими элементами (Эйфман традиционно переплетает в постановке всё многообразие танца – от хип-хопа и контемпорари до спортивных танцев, классического вальса и академического балета), но и следить за выражением лиц танцоров, их мимикой и жестикуляцией, играющих в лучших традициях Чарли Чаплина.
Интерпретация античного мифа о создателе, влюбившемся в своё творение, воплощена в танце под музыку Иоганна Штрауса-сына. К слову, с произведениями «короля вальсов» Эйфман работает впервые. Спектакль открывается комической сценкой из жизни девушки, которая, несмотря на сложную жизнь в трущобах, не унывает и не теряет присутствия духа. Параллельно совершается утренний туалет напыщенного героя, его переодевание и самолюбование в зеркалах, преклонение и восхищение слуги.
Чемпион по бальным танцам Лион (заслуженный артист России Олег Габышев), любимец женщин, на спор решает превратить неотёсанную Галу, эдакую «Элизу Дулиттл», в виртуозную артистку. В психологии термин «эффект Пигмалиона» выражает феномен того, как сильно могут влиять ожидания на реальность - если человек воспринимается окружающими как бесспорный талант, он будет чувствовать уверенность в себе и добьётся успеха.
Трансформация Галы (мастерское исполнение Любови Андреевой) и в самом деле происходит – неуклюжая пацанка превращается в изящную, исполненную грации и достоинства звезду. Мало того, под маской грубости и дерзости скрывается добрая и чистая душа. Гала проходит проверку славой, не отказываясь и не стыдясь пьяного отца в момент триумфа. Перевоплощению способствует и влюблённость героини в своего учителя. Но счастливы они только в танце, во время репетиций. На конкурс Лион вносит Галу словно ожившую куклу. Завоевав первое место на чемпионате и выиграв спор, Лион осознаёт огромную пропасть между ним и партнёршей и теряет к ней интерес. Поэтому хэппи-энд, представленный в непривычно классической форме – лишь романтическая фантазия, грёзы Галы.
Примечательна игра слов, заложенная в имена протагонистов - Гала противопоставлена Тее, бывшей партнёрше героя. Гала и Тея - две половинки одного цельного образа женщины-мечты, который недосягаем для Лиона, неспособного любить.
Великолепна работа костюмера Ольги Шаишмелашвили - наряды труппы искрятся блёстками, стеклярусом и пайетками на контрасте с молодёжным хулиганским стилем Галы и её друзей.
Основная идея спектакля, которую мягко доносит до зрителя «театральный волшебник» Борис Эйфман – необходимо верить в собственные силы и потенциал, не сгибаться перед трудностями и быть упорным в достижении целей, так как «мы не знаем своих подлинных возможностей. Ведь человеческая природа бесконечно загадочна. Это сфера неисчерпаемых открытий».
Текст: Наталья Стародубцева Фотографии Театра Бориса Эйфмана