I will survive, this love и американский джаз на Новой сцене
14 марта на Новой сцене Александринского театра музыканты петербургской группы Groove Merchants сыграли лучшие джазовые ритмы и пару песен-сюрпризов совместно с виртуозным саксофонистом из Нью-Йорка - Тоддом Хербертом.
В зале не было свободных мест, потому что джаз в Петербурге любят и ценят. Особенно, когда его исполняют те, кто родом из мест, в которых по вечерам в прокуренных темных барах умопомрачительно играл на трубе «князь тьмы» Майлз Дэвис, поражал слушателей своей виртуозностью Оскар Петерсон, а Элла Фицджеральд пела легендарную колыбельную «Summertime». Как говорил Дюк Эллингтон: «Нью-Йорк — это люди, а люди — это город. В его толпах, на его улицах, в его устремленных ввысь зданиях есть все, что существует на земле: любое движение, вкус, цвет и запах, любая эмоция, мысль и традиция, религия и культура, любое чувство и настроение».
С помощью короля джазовых инструментов – дерзкого, волнующего и печального саксофона Чарли Паркер создавал бибоп, Джон Колтрейн экспериментировал и достигал вершин импровизации, а Лестер Янг стал «Моцартом джаза».
Тодд Херберт впервые взял музыкальный инструмент в руки в 10 лет. Это был кларнет, который затем сменился на альт- и тенор-саксофон. Тодд Херберт учился музыке в Иллинойсе, Майами и Чикаго. А с 1997 г. стал играть джаз в Нью-Йорке, где после записи нескольких альбомов начал давать концерты совместно со многими музыкантами, включая Джона Уэббера, Луиса Хейса, Слайда Хэмптона и многих других.
В этот мартовский вечер Тодд Херберт выступил с музыкантами из Петербурга. В состав группы Groove Merchants входят: очаровательная вокалистка Анастасия Сазонова, один из самых востребованных барабанщиков Санкт-Петербурга Егор Крюковских, тромбонист Вячеслав Лисаченко, замечательный пианист и лауреат множества джазовых конкурсов Андрей Зимовец и фундамент коллектива феноменальный контрабасист Михаил Фоминых.
Музыканты исполнили свою интерпретацию известных джазовых стандартов: записанную 2 февраля 1932 г. в нью-йоркской студии фирмы «Victor» - «It don’t mean a thing» Дюка Эллингтона, «A Tisket, A Tasket» - детскую песенку, ставшую благодаря Элле Фицджеральд джазовым хитом, песню «Groove merchants», давшую название ансамблю, и многие другие композиции. Приятным сюрпризом в завершении вечера стал гимн феминистского движения «I will survive» Глории Гейнор и настоящим подарком поклонникам рок-группы Maroon 5 был хит “This love”.
Чудесное английское слово «Грув» давно прочно вошло в словарь поклонников джаза, как ритмическое ощущение или интуитивное чувство, которое возникает при звучании тщательно вымеренных ритмов, заставляя слушателей притопывать в такт. «Грув» «качает» и делает музыку дышащей. «Грув» – это волны, благодаря которым музыка держится на плаву. А merchants – это торговцы, которые могут так воздействовать на зрителей, что им захочется танцевать.
По словам Луи Армстронга, «приручить можно даже слона, было бы терпение». Для того, чтобы освоить игру на инструменте терпения профессиональным музыкантам порой требуется немало. И это им помогает не только с музыкой. Концерт в целом, вышел двуязычным. Во-первых, музыканты переговаривались на английском по поводу исполнения. Во-вторых, вокалистка пела на английском, продемонстрировав замечательное произношение.
Анастасия Сазонова в серебристом сверкающем платье с открытой спиной, нежным волнующим тембром, сильным и красивым голосом и обаятельной улыбкой была настоящей звездой вечера, от которой было невозможно отвести взгляд. Несмотря на то, что классический джаз зачастую исполняют вокалистки с низкими голосами (Nina Simone, Billy Holiday), Барбара Стрейзанд и другие певицы с высокими голосами также добивались признания. Когда слушаешь вокал Анастасии, вспоминается Нора Джонс, у которой также красота голоса все же превалирует над джазовой фразировкой.
На старт, внимание, март. Так и хочется поторопить весну. Тем временем, Groove merchants сыграли очень тепло и по-весеннему, а также профессионально, энергично и со вкусом.
Текст: Инна Зайцева
Фотографии из открытого доступа