Илона Маркарова: «Репортаж с петлей на шее» — очень добрая и смешная история
16 февраля и 2 марта Театро Ди Капуа покажет премьерный моноспектакль Илоны Маркаровой "Репортаж с петлей на шее". Этот спектакль - высказывание, затрагивающее острую и страшную тему национализма, геноцида и войны. По случаю премьеры мы поговорили с актрисой о книгах как главной ценности и праве человечества на ещё один шанс.
Расскажите, пожалуйста, о спектакле "Репортаж с петлей на шее".
В его основе - потрясающая история Раисы Мустафаевой, которую я прочитала лет восемь назад. Мне её передал Вадим Речкалов, военный журналист из Москвы. Я с ним специально познакомилась, так как он работал в Чечне, а я собирала материал для другого спектакля, который не сложился. Я поняла, что интервью Раисы - невероятный рассказ и нужно когда-нибудь потом сделать по нему спектакль. Ее история меня держала, и вот «когда-нибудь потом» наступило. Тема национализма и геноцида меня волновала с детства. Я росла в Советской республике и не была представителем той национальности, которая там главенствовала. Я столкнулась с национализмом когда ты ограничен в своих возможностях и правах. «Друзья» говорят о тебе как о человеке второго сорта, с искренним сожалением. Как будто ты инвалид и ограничен в своих возможностях. Самое главное, что это так и есть. Ты и правда ограничен. Мы с Джулиано решили, что через историю о Раисе наиболее ярко можно высказаться о национализме.
Спектакль ведь включает и в себя и недокументальные материалы?
На мой взгляд, получилась небезынтересная компиляция текстов. Дело в том, что героиня была обладательницей библиотеки в 15000 томов, которую она собирала всю свою жизнь. Раиса - крайне образованная женщина, но при этом простая жительница города Грозный. Я видела её фотографию, которую присылал Вадим: обычная, миловидная, ничем не выделяется из толпы. Но редкий человек будет не просто фанатично собирать книжки по корешкам, а именно любить мировую литературу. Раиса в процессе своего монолога говорила, что в создавшейся в ее жизни ситуации спасла себя тем, что читала стихи или прозу. Какую именно - она не уточняла. И мы взяли на себя наглость решить, какие именно произведения наша героиня могла в тот момент озвучивать вслух. Получилась компиляция из Гроссмана, Борхеса, Достоевского, Гоголя, Пушкина, Лермонтова, Мандельштама, Рабле, Хармса, Фучика. Стихотворные и прозаические строки переплелись с монологом Раисы, которая во время войны не ушла из города, а осталась сидеть в подвале с несколькими местными жителями. Не ушла она из-за библиотеки. Раиса - одинокая женщина, у неё нет ни детей, ни близких. Только книги.
В спектакле "Репортаж с петлей на шее" есть ведь и ещё один персонаж?
Для меня наша премьера - во многом диалог Персефоны с Аидом. Богини плодородия и подземного мира и бога царства мертвых. Аид - это актёр Андрей Жуков. Персефона пытается своим монологом как бы оправдать всех людей на Земле. В спектакле я перечисляю все существующие национальности, и это проходит нитью через всю постановку. Аид в финале просто принимает решение что со всем этим делать - дать ли человечеству ещё один шанс или настал момент положить всему конец.
То есть Аидом стал Лев Толстой из спектакля "Жизнь за царя"?
Андрей Жуков - невероятный человек. Он врач, работает в Мариинской больнице, но при этом круче любого актёра, и на роль моего "собеседника" подошел лучше всего. Весь спектакль Андрей сидит спиной к зрителям, и они не видят его лица, но я-то вижу. Он входит в какие-то другие состояния. И потрясающий партнер при этом. Ни один актер так бы не смог - погружаться и при этом слушать, слышать меня.
Постановка про 20 век?
История Раисы Мустафаевой происходила в 20 веке. Но мы убрали все географические уточнения и национальность героини. Потому что я искренне считаю, что понятие "национальность" существовать не должно. Спектакль получился про все времена. Все те национальности, которые мы перечисляем, когда-либо или подвергались геноциду, или сами кого-то резали. Люди воевали всегда, и что, самое страшное, продолжают.
Национализм - это в человеческой природе?
Я уверена, что у человеческого существа этого нет, национализм сознательно навязывается культурой и обществом. По национальному признаку очень легко отправить человека на войну и заставить убивать братьев. Мы сходу определяем кто человек по национальности, и, не зная о нём ничего, говорим: "Это еврей", а "Это хохол", "все они одинаковые". Я очень часто с этим сталкиваюсь. Если с каким-то человеком происходит неприятная ситуация по работе, первое что у меня спрашивают: "Кто он по национальности?". А я не понимаю какая разница. Эти стереотипы, наверное, облегчают жизнь, но грань между тем, чтобы относиться к человеку в зависимости от национальности, и тем, чтобы начать убивать непохожих на тебя, очень тонка. В Грузии, где я выросла, множество национальностей жило вместе, но потом установился националистический режим Звиада Гамсахурдия и начался кошмар. Негрузины стали чувствовать себя обезьянами.
Вроде бы в Грузии больше нет таких настроений? По крайней мере, Тбилиси - европейский город.
Не путайте туризм с эмиграцией. Я не верю в эти перемены, не езжу туда из-за травмы детства. Конечно, никто не будет выносить сор из избы. А вы туда переезжайте и посмотрите что происходит. Так-то все правильно они делают: им же нужно как-то выживать, а туризм - это единственное что у них есть. На русском можно говорить хорошие слова, на грузинском - плохие. Я понимаю, что национализм есть и у меня, в первую очередь хочется побороть его в себе. "Репортаж с петлей на шее" - на самом деле очень добрая и смешная история, немного нелепая и с хорошим концом. Это не то чтобы актуальная постановка на злобу дня. В нашей жизни есть вещи, которые можно назвать общим местом. Война - это плохо, национализм - это ужасно, обманывать подло. Но, если страна всегда будет находиться в состоянии мира, она рано или поздно исчезнет, а об этом мало кто из нас задумывается. И вроде бы нормально то, что государство хочет расширить свою территорию за счет соседей. Мы все понимаем, что война - это плохо, но она же есть, и безостановочная. Многие сейчас говорят, что скоро будет война. Начнется она или нет, мы ничего не сможем сделать, кроме того чтобы остаться людьми.
Это ваш первый моноспектакль?
Много лет назад я сделала моноспектакль "Мадам В" по "Монологам Вагины". Мне очень хотелось по-своему прочитать этот прекрасный материал. Моноспектакль - необычный для меня формат, я привыкла к командной работе, когда мы все вместе. В этот раз я работала в одиночестве, а потом вдвоем с режиссером. Мы замучили нашего прекрасного сценографа Максима Исаева, потому что кроме текста нам нужно было визуальное и концептуальное решение. Долго его искали и в результате пришли к минимализму. Спектакль метамодернистский и нам хотелось показать максимальную правду, чтобы не было театральности, той границы между зрителем и актером, от которой мы отказались и в "Слове и деле", и в "Жизни за царя". Сейчас наступило время, когда все пытаются увидеть действительность такой, какая она есть, а не какой она была интерпретирована миллионами художников, политиков, журналистов, без всяких костылей и указаний, как что нужно воспринимать. Я недавно ходила на выставку Бэнкси, где выдавались наушники. Я их сняла через пять минут, потому что поняла: мне описывают что изображено и подсказывают как мне это нужно воспринимать. Интересно, знает ли Бэнкси о таком способе объяснения его работ, но мне кажется, это противоречит смыслу его творчества. Мы хотим, чтобы зрители могли сами проецировать свои ассоциации на спектакль.
Спектакль можно играть на любой площадке?
Желательно чтобы была разруха. "Репортаж с петлей на шее" мы играем в Музее Шаляпина. Основная декорация в комнате - окно и свет из него как естественное освещение. Для меня это как фильм Тарковского. За окном петербургская депрессивность, старинные конюшни. Возникает ощущение подвала, в котором и происходит большая часть действия. А наверху идёт страшная непрекращающаяся война.
Каково выживать независимому театру?
Тяжело и непросто. Зато у нас чистая совесть: на самоокупаемости, ничего ни у кого не воруем.
Беседовала Алла Игнатенко
Фотографии Анны Хавер, Александра Казанского, Саши Гвилия, Алексея Костромина