Текст: Александр Шек
«Холмс & Ватсон»: страх и отвращение на Бейкер-стрит 221 б
«Холмс & Ватсон» — американский комедийный фильм режиссёра Итана Коэна, наиболее известного широкой публике как сценариста мультсериалов «Бивис и Баттхед» и «Царь горы», вышел в отечественный прокат 24 января. Уилл Феррелл исполнил роль Шерлока Холмса, а Джон Кристофер Рейли сыграл Доктора Ватсона. Приятной неожиданностью стало появление Хью Лори в роли Майкрофта Холмса. Самое лучшее, что есть в этом фильме – он длится всего полтора часа, самое худшее… не заставляйте это вспоминать, самое пугающее – в конце есть намек на возможное продолжение! Что же делает фильм, вышедший несколько дней назад, уверенным претендентом на звание худшей кинокартины едва наступившего года?
Романы и рассказы Артура Конана Дойля хорошо знакомы и любимы многими из нас с детства, как и многочисленные экранизации, благодаря которым история о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне попала в Книгу рекордов Гиннесса. Существует более 200 кинофильмов, сериалов и анимационных фильмов с участием сыщика. Персонаж стал культовым еще при жизни автора. Известно, что Дойль надеялся расстаться с Шерлоком, убив его в схватке с профессором Мориарти в книге «Последнее дело Холмса», написанной в 1893 году. Однако читатели, в том числе и королева Виктория, не позволили автору завершить цикл, и приключения эксцентричного и непобедимого сыщика продолжились. Всего Конан Дойль написал 56 рассказов и 4 повести.
Благодаря обаянию персонажей, а также уникальному набору навыков и качеств Холмса, сыщик Артура Конана Дойля стал героем вне времени. До сих пор одной из наиболее любимых зрителями экранизаций остается цикл советских телефильмов 1979—1986 годов режиссёра Игоря Масленникова - «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». В 2006 году Василий Ливанов, исполнивший роль знаменитого сыщика, стал кавалером ордена Британской империи, а британский посол назвал Ливанова одним из лучших актеров, сыгравших Шерлока Холмса.
Пожалуй, не меньшую популярность получил сериал «Шерлок», вышедший в 2010 году, радикально переосмысливший и осовременивший образы полюбившихся героев и антагонистов, но не противоречащий каноничным образам, созданным автором. В 2011 году «Шерлок» стал обладателем телевизионной премии BAFTA в категории «Лучший драматический сериал».
Еще одной знаковой экранизацией стали фильмы Гая Ричи, где роль Шерлока Холмса досталась Роберту Дауни-младшему. И вновь привычные образы были переосмыслены и осовременены, однако, в основном, тепло встречены публикой благодаря обаянию Дауни и зрелищности кинокартин.
Чем же персонаж Шерлока Холмса очаровывает нас? Возможно, эта мысль покажется вам несколько неожиданной, но в образе знаменитого сыщика угадываются черты любого популярного героя… подростковой приключенческой истории: он совершенно социально не адаптирован, отказывается подчиняться привычным нормам общества, он невероятно талантлив, смел и находчив, а его особые навыки позволяют разгадать любую загадку. Что отличает его от героя-подростка? В приключениях Холмса социальная драма не выносится на первый план. Он не является отчаянным борцом с системой, загнанным в угол силой судьбы, не встает в картинную позу, ему это не нужно. Система сама склоняет перед ним голову и признает его превосходство, пусть и не публично. Каждая история Шерлока Холмса это, в конечном счете, противостояние гениальных умов, битва разумов детектива и преступника. И мы, зрители и читатели, получаем невероятное удовольствие, когда Холмс раскрывает характер человека, основываясь на царапинах, оставленных на его часах, или описывает внешность преступника, опираясь на оставленные им следы.
В фильме «Холмс & Ватсон» вы не увидите ничего подобного. Здесь присутствуют элементы комедии, драмы, детектива, мелодрамы, даже мюзикла! Но ни один из них не работает. Комедия не смешит: набор абсурдных вульгарных гэгов, включающий в себя все возможные формы испражнений, разные формы некрофилии и похабщины, нескончаемым потоком помоев выливается на зрителя в течение всех полутора часов. В результате главным героям, вернее, даже всем героям картины невозможно сопереживать, они напрочь лишены обаяния оригиналов. Как следствие детективное расследование, которое должно увлечь зрителя и двигать сюжет, распадается на бессвязные фрагменты: попросту неинтересно следить за тем, что делают персонажи и искать в их действиях какую-то логику. Не будем вдаваться в излишние детали, достаточно сказать, что в фильме присутствует сцена, практически, изнасилования трупа королевы Англии, эротическое извлечение трупа из остатков торта и… впрочем, и этого достаточно.
Нелепо выглядят попытки создателей фильма раскрыть взаимоотношения между Шерлоком и Ватсоном, добавив нотку лирики в клоаку абсурда. Остается лишь радоваться, что хотя бы тут обошлось без сексуального подтекста. Зато с лихвой досталось бедной миссис Хадсон, которая предстает в образе нимфоманки, устраивающей оргии в спальне Ватсона с участием Марка Твена, Альберта Эйнштейна и Гарри Гудини.
Но если абстрагироваться от вакханалии, творящейся на экране, и присмотреться к сюжету, становится ясно, что фильм мог выйти достаточно интересным. Завязка более чем интригующая: профессор Мориарти пойман и предан суду! Да, именно с этого начинается фильм. Смело, ведь правда? Но Шерлок Холмс уверен, что Мориарти – всего лишь двойник и должен это доказать! Более того, несмотря на шутовское поведения главного героя, во всех важных для сюжета моментах, он принимает решения, следуя детективному принципу, озвученному своим литературным прототипом: «Установите все возможности, относящиеся к исследуемому событию, затем исключите последовательно все их, кроме одной, тогда это последнее и будет служить ответом на интересующий вас вопрос!»
Более того, следуя этому принципу, Шерлок начинает подозревать, что профессором Мориарти может оказаться… Доктор Ватсон. И учитывая абсурдность происходящего, даже зритель не может исключить такую возможность!
Да и антураж местами весьма убедителен. Пороки викторианского Лондона переданы гротескно, но правдоподобно: подпольные бои, грязные бары, кварталы воров и проституток и нечистоты, много нечистот. Квартира на Бейкер-стрит 221 б выглядит знакомо и привычно. Некоторые шутки отсылают к привычкам и особенностям литературного героя: к примеру, любовь к маскировке и расширяющим сознание веществам.
Все это заставляет задаться вопросом, является ли столь безвкусный и вульгарный стиль повествования, выбранный создателями сознательным выбором, досадным просчетом или безбашенным бунтом и подростковым протестом? Решать, как всегда, только зрителям. И учитывая, что кассовые сборы в США и мире уже почти покрыли бюджет картины в $42 000 000, несмотря на довлеющие негативные отзывы и радикальность подхода авторов, можно сказать, что зрители голосуют за «Холмса и Ватсона». Хорошо это ли плохо, опять же, решать только вам.