Don’t try so hard

27 января все тайное становилось явным, мужчины плакали из-за разбитых сердец, а женщины были дьявольски обольстительны и прекрасны в спектакле Театра Дождей под названием «Дом, где разбиваются сердца». В гостеприимном небольшом зале театра не было свободных мест, поскольку желающих посмотреть постановку Натальи Никитиной после многолетнего перерыва было очень много. Спектакль начался с того, что на сцене в доме - корабле с сетями и штурвалом собрались гости. К капитану Шотоверу (Валерий Саломахин), который проживал там с дочерью миссис Хэшебай (Елена Сапронова) и ее мужем Гектором (Александр Клемантович) прибыла миловидная девушка Элли Дэн (Ульяна Бойцова) по приглашению хозяйки дома, мечтающей разрушить ее помолвку с Боссом Менгеном (Александр Иванов), который ей кажется неподходящей для нежного юного создания партией в силу возраста и капиталистического мировоззрения. Прибывший вслед за девушкой отец (Николай Лосев) наоборот не видел в мезальянсе ничего плохого. Одновременно с Элли в дом вернулась вторая дочь капитана - леди Эттеруорд (Анастасия Никитина) и влюбленный в нее брат мужа (Александр Маков). На этом своеобразном «ковчеге» у всех героев есть отличительные индивидуальные особенности. Магнетический восьмидесятивосьмилетний капитан философствует, твердит, что продал душу черту на Занзибаре и пьет ром. Он судит мир и людей в нем, и больше всего достается тем, кто носит маску, притворяясь тем, кем они не являются. Любимая игра обитателей этого дома – «найти, что за человек скрывается под той или иной позой». Капитан и его дочь Гесиона «обнажают» все показное, клеймят выбор комфорта вместо приключений и сделки вместо брака. Гесиона выступает не только в роли судьи. Она словно марионетками управляет мужем, Элли и другими гостями - соблазняя, обманывая, а потом и высказывая правду. Так же манипулирует людьми и ее сестра, которая считает себя настоящей леди и противопоставляет себя «хаосу в чувствах, мыслях и разговорах», которые здесь царят. К умудренным опытом женщинам приходит Элли, еще витающая в облаках мечты о некоем социалисте Марке, который участвовал в тех революциях и спасал тигров. То ли по вине оказавшегося бароном Мюнхгаузеном Марка, то ли потому что честность это уже «немодно» Элли вскоре присоединяется к компании «дьявольских» очаровательных женщин и начинает отстаивать свои интересы, опускаясь то до шантажа, то до гипноза. Определенно, причиной того, что у всех обитателей и гостей этого дома нет особой чуткости, любви и уважения к ближнему, становится то, что их сердца были однажды разбиты. В тексте трагикомедии чувствуются аллюзии к произведениям русских классиков – Л. Толстого и А. Чехова, например, «Вишневый сад». И совсем явно цитируется «Отелло» У. Шекспира. Правда, Дездемона видится не жалкой жертвой интриг и ревности, а женщиной, пережившей «непостижимое счастье слушать истории» своего отважного мужа, в жизни которого было немало приключений. Автор пьесы – Бернард Шоу писал свое произведение с 1913 по 1917 годы. Критики считали пьесу одной из лучших в его творчестве, благодаря глубокому социально-философскому идейному содержанию. Именно идейное содержание пьесы делает ее постановку особенно трудной. Премьера состоялась в американском театре «Гилд» в 1920 г. В 1962 году трагикомедия была поставлена в Московском театре Сатиры, а в 2001 году произведение «Дом, где разбиваются сердца» было поставлено Натальей Никитиной в Театре Дождей. Постановка Театра Дождей получилась вневременной. Несмотря на то, что действие пьесы разворачивается в начале 20 века, на сцене катушечный магнитофон, а основным музыкальным сопровождением спектакля стали хиты группы «Queen». Сама идея создания «фантазии в русском стиле на английские темы», как назвал свою пьесу Б. Шоу, делает постановку также свободной от пространственных границ. И действительно, могут ли быть какие-то рамки или границы у фантазии, грезы, сна? Вот, только каждый сон однажды заканчивается. Обнажая человеческую природу, обитатели дома-ковчега пробуждают спящих. Только надежды на «новое человечество» уже нет, потому и сильна тяга к смерти разочарованных людей. Бороться за жизнь пытаются только дельцы и воры, вот только у судьбы на них совсем другие планы. Постановка длится более четырех часов, но благодаря таланту артистов все происходящее на сцене действительно оживает в воображении зрителей. Кроме того, сатира текста пьесы, наряду с глубоким философским содержанием, психологизмом характеров и остротой социальных тем великолепно сочетаются в единой гармоничной творческой работе, наблюдать за которой одно удовольствие. Текст: Инна Зайцева Фотографии Юлии Кудряшовой-Белокрыс

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения