3 ноября в Большом театре кукол воображение зрителей поражали очень маленькие куклы. Финские режиссеры Сандрина Линдгрен и Исмаэль Фальке из театра Livsmedlet Theatre с помощью миниатюрных кукол не более одного-двух сантиметров в высоту, а также собственных тел рассказали трагическую историю последствий «Арабской весны». Получился спектакль "Невидимые земли".
В конце 2010 – начале 2011 г. в Египте, Тунисе, Йемене произошли революции, а в Ираке, Иордании, Марокко и других соседних странах были проведены массовые протесты. В результате многие люди покинули свои дома и отправились в Европу. Не всем удалось завершить путешествие. Некоторые погибли из-за обстрелов, другие утонули. Спектакль «Невидимые земли» - стал интимным, безмолвным и очень чутким рассказом о том, что произошло с этими людьми.
Оказавшись в Малом зале БТК, зрители разместились по периметру сцены. На расстоянии вытянутой руки на белых листах ватмана были расставлены миниатюрные фигурки людей, маленькие автобусы и дома. Спектакль начался с того, что под шум выстрелов и взрывов к зрителям вышли актеры: мужчина и женщина в одинаковых светлых брюках и желтых футболках, сели на скамейку в центре сцены и долго молча сонастраивались с залом. Звуки выстрелов и бездействие актеров заставили воображение работать и дорисовывать страшные картины.
В этой немой сцене были не только обмен взглядами и энергетическое взаимодействие. Актеры закурили электронные сигареты и продолжили смотреть на тех, кто пришел к ним на постановку. То ли в их руках была трубка мира, то ли так была воспроизведена символическая дыхательная практика.
Само действие началось тогда, когда Сандрина и Исмаэль медленно расшнуровали, а затем сняли ботинки и носки. Сначала сценой, а может быть, землей или планетой стала спина Исмаэля. На ней Сандрина разместила фигурки кукол. При этом, футболка закрывала голову и глаза актера. Он, как некий бог или вселенная, стал целым миром для крошечных людей, при этом оставаясь незрячим к тому, что происходило.
Вскоре актеры поменялись местами, и уже тело Сандрины превратилось в дорогу, по которой люди, спасаясь от войны искали себе новый дом. Постепенно обнажаясь, актеры создали удивительное ощущение интимности происходящего. Они плавно, нежно и медленно прикасались друг к другу, обнимались, изгибались и касались рук, и обнаженных ног.
В какой-то момент вспомнился фильм «Интимный дневник», особенно, когда Исмаэль взял кисть и раскрасил синей краской живот Сандрины. Она медленно дышала и казалось, что это уже совсем не живот, а морские волны. Также руки Исмаэля были похожи на пустыню, а темную полосу, проходящую по ноге и спине Сандрины, воображение превращало в шоссе.
Медитативная музыка с повторяющимся ритмом, шум ветра и голоса людей завораживали и вводили в транс или сон, в котором уже сложно было отличить реальность от воображаемого. С помощью видеопроектора на экране над сценой увеличивались фигуры кукол на телах актеров. И все происходящее из сна или иллюзии превратилось в фильм, а потом и в выпуск новостей, в которых сообщалось о том, как тридцать беженцев утонули, так никогда и не добравшись до берега.
В знак солидарности актеры наполнили прозрачные чаши водой и солью, а потом опустили в них лица, практически захлебываясь от недостатка воздуха. Их манифест – очевиден. Как говорил Джон Донн: «Нет человека, который был бы как остров, сам по себе, каждый человек есть часть материка, часть суши; и если волной снесет в море береговой утес, меньше станет Европа, и также если смоет край мыса и разрушит замок твой и друга твоего; смерть каждого человека умаляет и меня, ибо я един со всем человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит колокол: он звонит по тебе».
Единство людей друг с другом в коллективном сознательном и бессознательном, близость друг к другу независимо от расы, пола и возраста, а также сопереживание чужой боли, чуткость к беде другого человека – вот то, что делает людей людьми, помимо разума, и продолжает вдохновлять творческих людей всех профессий: художников, актеров и музыкантов создавать произведения искусства и искренне делиться своими внутренними переживаниями с окружающими людьми.
Спектакль «Невидимые земли» трогательно, душевно и деликатно учит открывать глаза на человеческие страдания, воспринимать видимое в невидимом, не проходить равнодушно мимо, а осознав свое единство с человечеством, миром, вселенной, ощутить свою причастность к происходящему.
Постановку «Невидимые земли» актеры показали три раза в течение второго дня фестиваля. Всего «БТК-ФЕСТ: театр актуальных кукол» продлится пять дней со 2 по 6 ноября. Зрители смогут познакомиться со спектаклями театральных коллективов из 10 стран, включая Францию, Нидерланды, Чехию, Швейцарию и другие.
Текст: Инна Зайцева
Фотографии Большого театра кукол