Отправная точка с «проигранного места»
Очередная премьера отечественного кинопроизводства состоится 1 ноября. На большие экраны страны выходит дебютная режиссерская работа Надежды Михалковой, младшей дочери известного кинорежиссера. Молодежный фильм ужасов «Проигранное место» расскажет зрителю историю о компании старшеклассников, попавших в одну из рассказанных баек.
Над фильмом по мимо Надежды Никитичны, актрисы театра и кино, продюсера, а с недавних пор и режиссера, работала что ни на есть звездная команда. Сюжетные линии на себя взяли Олег и Владимир Пресняковы, работавшие над телевизионной драмой «Постельные сцены» (2003) и комедией «Изображая жертву» (2006). По задумке братьев герои кинокартины ученики средней школы, пугающие друг друга у костра страшилкам, одной из которых стала история о проигранном месте в кинотеатре. Никто не знает ни в каком ряду это место, ни под каким оно номером, но, если купил билет на него, ты больше не жилец.
Оператором стал Михаил Хасая, работавший над продюсерской работой Федора Бондарчука, нашумевшем фильме «Притяжение» (2017). Именно благодаря Михаилу зрителю удастся прочувствовать весь драматизм ситуации по кадрам кружащей стаи птиц и затишье перед бурей - нетронутой природы. В объектив оператора попали и именитые актеры: Анна Михалкова и Алексей Дякин. Представиться шанс увидеть и еще пару знакомых лиц: Валентину Ляпину и Анастасию Акатову. Но главным решением режиссера было привлечение еще не приевшегося свежака российской киноиндустрии: актрисы Ирины Мартыненко и актеров Алексея Мартынова, Никиты Еленева, Сергея Городничего и Арама Вардеваняна.
«Проигранное место» стало серьезным, ответственным и даже храбрым шагом для молодого режиссера. Надежда, вступив на путь режиссерского ремесла, обрекла себя на пристальное внимание со стороны критиков и сравнениям с работами отца. Станет ли этот дебют отправной точкой для еще одного режиссера с известной фамилией или ставка на близость и понимание молодежи не сыграет, покажет время. А мы пока разберемся в чем же плюсы и минусы данной картины.
Саундтреком к фильму стала песня известной исполнительницы «Монеточка», которая уже заняла свою нишу и утвердилась в музыкальной индустрии. Ее остросоциальные композиции с начала карьеры поразили и полюбились большинству школьников, студентов и не только. Учитывая, что жанр «слэшер» рассчитан на возрастную категорию от 16 до 25 лет, выбор композиции можно назвать прямым попаданием в цель.
[caption id="attachment_144861" align="alignleft" width="1200"] kinopoisk.ru[/caption]
Кроме этого, Надежде Никитичне полностью удалось придержаться жанра. Резкое начало, большое количество неожиданных поворотов, сохранение интриги до самого конца, все что нужно для идеального молодежного ужастика. Остановимся подробнее на неожиданных поворотах, в картине было действительно много неожиданностей, которые в итоге оказывались сном одного из героев или флэшбэком. Но было пара сцен, которые сложно объяснить выбранным порядком кадров. Первая смерть – один из таких моментов. Последовательность событий за небольшой промежуток времени просто теряется, можно сказать, что это было сделано намеренно, смотрящий должен понять о ком идет речь. Но в таком случае, для чего нужен был последующий флэшбэк. Это можно рассмотреть и с другой точки зрения, как не ошибку, а попытка показать конкретную ситуацию в виде обрывков памяти. Но в таком случае, тоже очень многое не сходится. Говоря о неуместной последовательности стоит взять отрывок с похоронами. В кадре двор и кружащие над головами птицы, для придания большего драматизма естественно. Но далее сразу в кадре могила, окруженная людьми. Вряд ли же похороны проходят во дворе. Понятно, что именно пытались донести, но перебивка получилась немного не уместная.
https://youtu.be/_FGu4UJ0rlE
Даже не смотря на наличие недочетов, они не сильно бросаются в глаза. Стоит отметить кое-что другое. В ряде эпизодов фильма режиссер смогла передать отношение к подросткам окружающего мира и не только. Например, небольшой монолог отца героя Сергея Городничего о полном игнорировании и утаивании фактов средствами массовой информации. Или диалог медсестры с героиней Ирины Мартыненко, из которого видно насколько несерьезно и наплевательски относятся к проблемам подростков старшее поколение. Персонаж Анастасии Акатовой полностью описывает современные реалии: больше нет никаких моральных устоев и элементарных правил приличия, есть социальные сети и неизлечимая зависимость от них. Ольга Озоллапиня, сыгравшая директора общеобразовательной школы, очень хорошо показала неуместное поведение и отсутствие какого-либо тона некоторых педагогов.
Основываясь даже на этих выводах, можно с уверенностью сказать, что многочисленные поднятые социально значимые темы, красивая картинка в кадре пейзажей и улиц Подмосковья, Нижнего Новгорода и мест под Санкт-Петербургом, хорошая игра актеров, бесстрашие показать подростковую жизнь, какой она может быть или у некоторых есть, показывает фильм категории «B» с лучшей стороны. В основном слэшеры за собой редко несут, какую-то мораль, если только быть аккуратным в своем выборе и действиях. Здесь другая картина. И не обращая внимания на мелкие недочеты, еще от неопытности, фильм «Проигранное место», при дальнейшем интересе к этой области Надежды, станет удачной отправной точкой для режиссера. В каком жанре будет ее следующая картина пока не известно, а вы можете посетить кинотеатр и убедиться еще раз в том, что у русского кинематографа впереди светлое будущее. Но покупая билет в ближайший к вам кинотеатр подумайте: «а не то ли самое «проигранное место» вы приобрели на кассе?»
Текст: Елена Кобычева.