«Гекатомба. Блокадный дневник»: перелистывая страницы памяти

«А для слова — правдивого слова о Ленинграде — еще, видимо, не пришло время... Придет ли оно вообще?» — так писала Ольга Берггольц в дневниках. Кажется, пришло. Появилось на свет горькое и пронзительное творение Театра «На Литейном» - «Гекатомба. Блокадный дневник», совместный проект с «Театральной лабораторией Яны Туминой» (премьера состоялась 5 июня 2018 года). Жанр спектакля, основанного на письмах и дневниках ленинградцев, переживающих самое страшное в жизни города время, заявлен как документальная мистерия, а название отсылает к древнегреческому культу. Так режиссёр Яна Тумина сравнивает блокаду с массовым жертвоприношением, преступлением против человечества. Спектакль открывается словами ленинградского архитектора Льва Ильина (Ефим Каменецкий): «Я не актер, я архитектор». Его блокадные записи легли в основу книги «Прогулки по Ленинграду». Именно этот герой станет связующим звеном между главным героем спектакля - умирающим городом - и его жителями, он проведёт зрителя по главным улицам и паркам, где теперь блуждают лишь тени людей. «Ленинград блокады суров и прекрасен, как классическая трагедия...» Полноценными партнёрами персонажей в спектакле выступают огромные куклы-манекены. Актёры бережно переносят их по сцене, обнимают, с болью складывают в общую могилу в глубине зала. Эти куклы - и груз воспоминаний о том, другом времени, и погибшие родственники и друзья, и ещё живые, но потерявшие человеческий облик люди. Постепенно в нить повествования вплетаются всё новые герои – талантливый музыкант, мечтающий снова играть, юноша, которому, чтобы согреться, приходится жечь своё главное сокровище - книги, сотрудник морга, везущий страшный груз и отдавший паёк старушке, потерявшей хлебную карточку. Сухим отстранённым голосам зачитываются статистические сводки: с каждым днём выдаваемый паёк уменьшается до 125 граммов в день, умирает 2 человека в минуту. Шумит за сценой холодная вьюга, слышны звуки артобстрела, медленно падают в свете прожекторов снежинки – а, может, песчинки – время, отмеренное каждому..а ленинградцы сидят в бомбоубежище, прижавшись друг к другу, и, несмотря на нечеловеческие условия, продолжают верить и мечтать. Да, сохранить в себе человека было всё труднее. Постыдное чувство постоянного голода унижало и заставляло воровать у соседей, обделять мать куском хлеба. «Я хочу, чтобы ты знал» – этой фразой из дневника Татьяны Великотной заканчивают повествование блокадные жители. И только стук метронома отдаётся эхом в сердце. Текст: Наталья Стародубцева Фотографии Дарьи Пичугиной

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения