«..А счастье было так возможно, так близко....» (А.С.Пушкин)
Бывали ли у Вас сновидения, сколь пугающие, столь и прекрасные, что Вы силились проснуться, но не могли, в глубине души желая досмотреть сон до конца? На премьерном показе спектакля «Онегин» 30 сентября в «Приюте комедианта» зрителей не покидало зыбкое, завораживающее ощущение сна. Такого эффекта добивался режиссёр Роман Габриа. Он, наподобие Тарсема Сингха в фильме «Клетка», проводит зрителя по лабиринтам сновидений, мечтаний и воспоминаний Татьяны Лариной. Именно она, любимая героиня А.С. Пушкина, становится центральным персонажем романа, с её точки зрения рассказывается история. Сохранив первоначальный стихотворный текст и дополнив его вокальным исполнением, режиссёр создаёт местами гротескную, провокационную и чувственную драму о любви и жертвоприношении. Необычное рваное повествование – открывается спектакль финальной сценой, дальше действие раскручивается по спирали, в виде воспоминаний с флэшбеками – подчёркивает кинематографичность спектакля. Завладевая вниманием зрителя и не отпуская его ни на минуту, актёры акцентируют внимание на предметах-символах, создавая безупречные крупные планы-кадры. Современная хореография Алексея Карпенко помогает раскрыться характерам героев – Онегину – в сложном миксе брейкданса и хип-хопа, Татьяне – с романтичной и наивной балладой на французском. Холодное пространство сцены, где преобладает сталь, стекло и лёд, погружает в инфернальный Онегина. Туда, будто утренний свет, врывается девочка в белом платье (по распространённой версии по сюжету романа Татьяне (Александра Магелатова) на момент встречи с Онегиным исполнилось всего 13 лет). Режиссёр Роман Габриа подчёркивает детскость и трогательность героини дефектами речи, неловкостью, делая её похожей на затравленного зверька: «..Дика, печальна, молчалива. Как лань лесная боязлива..». Но на глазах зрителей происходит превращение в прекрасную Женщину, верную долгу («Но я другому отдана, я буду век ему верна»). Она в буквальном смысле зашивает себе рот на свадьбе с Генералом, чтобы не жаловаться на судьбу, и жертвует собой, отдаваясь нелюбимому человеку. Александра Магелатова не боится быть некрасивой или смешной, она лепит глубокий, многогранный и живой образ своей героини, сохраняя и нотки иронии, и глубокую любовь Пушкина к своей героине, по-новому открывая образ Татьяны современному зрителю. Безусловно, если Татьяна – главная героиня, то Онегин (Сергей Агафонов)– её альтер-эго, тёмная, демоническая сторона, живущая в каждом человеке и склонная к саморазрушению. Побороть себя, не поддаться соблазну, как сделала Ольга, быть верной своим принципам – высшая сила, доступная только личностям цельным. Помимо пушкинских персонажей, присутствует в спектакле и загадочная Хандра (Юлия Захаркина), словно тень и вечное проклятие следующая за Онегиным. Ирреальный персонаж, она вызывает ассоциации с древнегреческим мойрами, могущественными властительницами судеб человеческих. Отдельного упоминания заслуживает Илья Лившиц, исполняющий роль «мальчика, похожего на Пушкина». В самом деле, дух захватывает, когда в начале спектакля из зала поднимается на сцену юноша, немного угловатый и смущённый, и, порой запинаясь, декламирует строки из романа, словно юный поэт-лицеист выступает на экзамене перед строгими учителями-зрителями. Мальчик незримо будет сопровождать Татьяну на протяжении всего действа подобно ангелу-хранителю. Cпектакль Романа Габриа - экспериментальный, сложный для восприятия, рассчитанный не на всех. Но отрадно, что произведение из школьной программы может выглядеть на сцене настолько свежо и современно, при этом не теряется слог автора, нить повествования и идея. Среди зрителей присутствовала не только молодёжь, но и люди старшего поколения – и отрадно было услышать в антракте их отзывы: «Ошарашена. Но такое видение имеет право на жизнь!». Текст: Наталья Стародубцева Фотографии Натальи Кореновской, Александры Магелатовой и Владислава Крылова