Неудобный театр
Премьера постановки турецкого режиссёра Биркана Гёргюна по одноимённому роману Иоганна Вольфганга фон Гёте “Страдания юного Вертера” в ТЮЗе им. Брянцева 17 октября прошла без особого шума: не каждого сегодня интересует сентиментальный роман XVIII века о несчастной любви, и даже среди тех, кого интересует, многие со скепсисом относятся к попыткам “осовременить” первоисточник. Такое отношение, с одной стороны, есть ничто иное как проявление снобизма, но с другой стороны, он вполне оправдан, ведь очень многие из этих попыток заканчиваются не самым удачным образом. В случае со спектаклем Гёргюна результат как минимум достоин внимания.
Многие люди ходят в театр, чтобы спрятаться и забыться в тени зрительного зала, на несколько часов погрузившись в мастерски воссоздаваемую актёрами иллюзию жизни. С этим спектаклем у вас так не получится: режиссёр включает зрителей в повествование с первой же минуты постановки, когда шум голосов в зрительном зале смешивается со звуками телевизора, который смотрит Вертер в исполнении Фёдора Федотова. Затем он снимает зрителей на камеру и даёт им возможность посмотреть на самих себя: приём настолько же примитивный, насколько действенный. Когда градус эмоций в спектакле зашкаливает, актёр внезапно покидает сцену, чтобы вернуться в другом образе, в зале включают свет и он обращается к зрителям уже от своего, а не Вертера, имени. Биркан Гёргюн не первый и точно не последний разрушил “четвёртую стену”, но в рамках камерного почти моноспектакля он использует этот приём так нахально, что зритель чувствует себя максимально некомфортно.
“Осовременивая” Вертера, режиссёр в этом уравнении выносит за скобки всё, кроме самого героя и его всепоглощающей, разрушительной любви к даме сердца: даже возлюбленная Лотта в исполнении Анны Слынько присутствует в спектакле по большей части в качестве силуэта на арьерсцене, а её жених Альберт, более того, стал реквизитом, пластиковой игрушкой. Сценография спектакля кажется простой, но при ближайшем рассмотрении весьма разнообразна и причудлива: подвешенные к потолку книги, видеокамера, рыцарский меч, целый ящик игрушечного оружия и свежие овощи.
В спектакле мало прямого цитирования первоисточника и мало деталей, режиссёр превращает историю не столь в современную, сколько в универсальную, которая могла бы происходить в любом месте и времени. Это подчёркивает музыкальное решение “Страданий юного Вертера”: вместо современников мы слышим героев шестидесятых, The Doors. При всей этой схематичности, происходящее на сцене цепляет и затягивает во многом благодаря темпераментной игре Фёдора Федотова, за которой действительно интересно наблюдать.
По мнению многих, удачной можно считать ту “современную” версию классики, которой удалось стать самостоятельным произведением, раскрыть в первоисточнике что-то новое. Эту постановку сложно воспринимать в отрыве от оригинала: для незнакомого с книгой Гёте зрителя происходящее на сцене выглядит весьма сумбурно. В попытке максимально упростить уравнение режиссёр потерял что-то важное и не сказал ничего в корне нового, но тем не менее, в качестве экспериментального “приложения” к истории несчастного влюблённого спектакль вполне удался.
Текст: Даша Климова
Фотографии ТЮЗа имени Брянцева