Мотылёк

В 1931 году француз Анри Шарьер по кличке Мотылёк был приговорён к пожизненному заключению за убийство и был доставлен в колонию для каторжников. После нескольких попыток Анри удалось сбежать, а через тридцать лет во Франции был опубликован его автобиографический роман, рассказывающий о годах, проведённых в тюрьме. Книга «Мотылёк» стала бестселлером и получила две экранизации – одну в 1973, а вторую в 2018. Последний фильм, основанный на романе, выйдет на российские экраны уже 27 сентября. Его режиссёром стал Михаэль Ноер, роль самого Шерьера сыграл абсолютно не похожий на француза Чарли Ханнэм, а друга главного героя, помогавшего ему выжить в колонии, Рами Малек, знакомый многим по сериалу «Мистер Робот». Премьера картины состоялась на фестивале в Торонто и получила там достаточно теплые отзывы. И фильм действительно не хочется ругать. Он обладает обаянием, несмотря на то, что имеет недостатки и недотягивает до шедевра. Где-то подводит излишняя монотонность, где-то актёры, особенно Рами Малек, местами не совсем понимающий, что именно ему надо играть. Особенно печалит операторская работа, в моментах, где кадр должен быть статичен, камера трясётся, словно человек, который её держит, сильно пьян. Больше всего это заметно в сценах драк. В них абсолютно невозможно понять, что происходит с героями, вместо этого зрители переживают небольшие землетрясения, вызывающие раздражение и приступы тошноты. Таких кадров в «Мотыльке» процентов тридцать, в остальное время попадаются даже красивые сцены с интересными пейзажами и антуражем. Но стоит похвалить Ноера за не боязнь показывать жестокость, он не смакует её, как сделал бы режиссёр послабее, а демонстрирует ровно там, где это необходимо. Насилие, нечеловеческие условия, унижения и безумие, охватывающее заключенных, отлично работает на атмосферу и убеждает зрителей в том, что главный герой попал не в оздоровительный лагерь, а в место, из которого действительно очень хочется сбежать, даже если одна попытка сулит тебе смерть. Поэтому «Мотылёк» - фильм именно о побеге, жанре не особенно популярном, но имеющим своих фанатов. Им он ничего нового предложить не сможет, но даже если вы наизусть знаете все сезоны сериала «Prison Break», то посмотреть картину Ноера стоит. Режиссёр использует достаточное количество клише, но обходится с ними бережно, и устать от них не успеваешь, а Чарли Ханнэм очень старается и делает всё, чтобы мы за Анри переживали. Событий в фильме много, какие-то работают на атмосферу, какие-то служат для создания напряжения, откровенно страдает только финальный акт, где главный герой после нескольких неудачных попыток побега попадает на остров Дьявола. Вот тут очевиднее всего недостаток динамики. Проблема в том, что в последние двадцать минут картины ничего не происходит, и за судьбой героя следить становится достаточно утомительно. Да, нам опять пытаются показать, что новая тюрьма Анри не лучшее место на земле, но на такое громкое название остров Дьявола всё равно не тянет. Рами Малек что-то рисует на стенах, Ханнэм ходит с серьёзным лицом, а потом герой придумывает гениальный план и сбегает, и зрители вроде рады, а вроде все эмоции где-то растерялись. «Мотылёк» - картина неровная и лишённая особой изобретательности, но на него можно потратить два часа. Если вы никогда не смотрели «Побег из Шоушенга» или нечто подобное, то фильм рискует стать для вас захватывающим откровением, если смотрели, то экранизация романа Шарьера поможет скоротать вам скучный вечер, а потом можно будет изучить реальную историю, которая не так проста, как кажется на первый взгляд. Текст Анастасия Юрина

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения