«Конформист»: законопослушный убийца

«В самом деле, что есть истина? Нечто для всех очевидное, то, во что все верят и что считают неопровержимым» (Альберто Моравиа)

21 октября в Камерном Театре Малыщицкого состоялся показ спектакля «Конформист» по одноимённому произведению итальянского писателя-антифашиста Альберто Моравиа. Роман был написан в далёком 1951 году, но сюжет о приспособленце, желающем стать законопослушным гражданином во времена режима Дуче, актуален и по сей день.

Главный герой, Марчелло Клеричи (Роман Ушаков), с детства ощущает себя безэмоциональным, неполноценным. Но он упорно стремится слиться с толпой, стать таким, «как все». Причины такого поведения – недостаток любви и внимания, болезнь отца и его постоянные ссоры с матерью, но главное - преступление, совершённое им в 13-летнем возрасте в целях самозащиты. Взрослея, Марчелло не имеет жизненных ориентиров и ценностей и не может отличить хорошее от дурного. Стремясь стать «нормальным», он желает навести порядок в мире, полном агрессии и жестокости, и становится шпионом. Он женится на нелюбимой девушке, с виду абсолютно такой же, «как все».

Но вот незадача. У власти стоят преступники-фашисты, и выполняя задание, послушный Клеричи становится их пособником-убийцей. Его жена Джулия (Лидия Марковских), кокетливая смешливая девушка, оказывается надломленной и запуганной жертвой многолетнего насилия. Всё идёт не по плану. Но именно в этот момент Клеричи впервые по-настоящему чувствует, живёт и встречает любовь своей жизни – Лину (Надежда Черных), жену профессора, которого он должен ликвидировать по заданию фашистов.

Спектакль Петра Шерешевского (лауреат премии «Золотой софит» 2014/15 гг.. за лучшую режиссуру) поднимает вопросы выбора. Благоустроенная жизнь и спокойное обеспеченное будущее или риск потерять всё, но стать счастливым? Автор даёт неутешительный ответ: «…не следует заставлять человека выбирать между истиной и куском хлеба».

«Конформист» – прекрасный пример того, как в камерном театре с минимумом декораций возможно из тесноты и духоты чиновничьих кабинетов перенестись к романтичным набережным Парижа, упасть на самое дно - в дом терпимости, побывать в сумасшедшем доме…и всё это – на крохотном пространстве сцены, по периметру которой располагаются зрители. Актёры играют буквально в метре от зрителей, и зрители чувствуют каждую эмоцию, но это нисколько не мешает восприятию, а, наоборот, нивелирует некую театральность и полностью вовлекает в происходящее.

Необычно, что многие артисты исполняют несколько ролей: мать героя, живущая с молодым любовником, предстаёт также в лице хозяйки публичного дома (олицетворение разврата), а Олег Попков исполняет роли и отца Клеричи, и убитого пацифиста Квадри – воплощение бессилия перед окружающим жестоким миром.. В конце зала стоит большое кривое зеркало наподобие тех, что установлены в комнатах смеха, и герои отражаются в них, являя подчас страшные гримасы, а, возможно, истинную сущность.

Фантасмагоричные перевоплощения заставляют предположить, что действие спектакля и вовсе происходит в голове помешавшегося Марчелло: чиновник становится тёщей, а затем - психиатром, горничная – священником, исповедующим Клеричи. В финале на сцене появляются пугающие гигантские младенцы – будущие «нормальные» дети своей страны с пустыми глазницами.

Текст: Наталья Стародубцева

Фотографии Александра Коптяева

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения