Нико Пиросмани нужно видеть не в репродукциях. При настоящей встрече его живопись оказывается наполненной смыслом и светом. Скатерть на столе, за которым происходит трапеза, выражает своим тоном всю природу солнечного света в тени, отбрасываемой стеной дома. Одушевлённые глаза ягнёнка смотрят сквозь красочный слой. Сгусток реальности в каждой картине - вот что такое Пиросмани. Реальность вообще, как полнокровная и одухотворённая жизнь - и конкретная, вполне жанровая реальность, со своей географией, с запахами и вкусами определенного места.
Упсала-цирк недавно вернулся из путешествия в Грузию, где чуть не в каждом закоулке подстерегает чувство присутствия художника. Ребята сделали спектакль "Сны Пиросмани", показали его впервые 20 и 21 октября. Как сказала перед премьерой директор цирка Лариса Афанасьева, захотелось поговорить о других людях, других по химическому составу, о своём отношении к людям другой культуры.
Инклюзивная среда Упсала-цирка известна зрителю давно. В спектакле заняты дети разного возраста, с разными возможностями. Анонс "Снов Пиросмани" гласит: "У его картин есть звучание, и нам остаётся только искать и смешивать эти звуки. У них есть свой ритм, и мы послушно идём за ним через движение и трюк. Предметы разговаривают с нами и появляются в спектакле в самых неожиданных формах. И стоит добавить сюда немного воображения, как персонажи картин оживают."
Действие начинается со звука. При пустой ещё сцене, пока собираются зрители, гудит и переливается, создаёт ритм негромкий фри-джаз. Вот наступает тишина. На сцене двое, спектакль рождается из шума "посоха дождя", из перкуссии, из стрекотания ночных южных насекомых. А дальше?
Ритм и движение, маски и бутафорские ломти арбуза, прозрачные как слеза шары для жонглирования, оживший волшебный жираф, кукла высотой с дом, канаты-качели и лодка-ладья-арбузная корка. Качели-доска на высоте несут фигуры гимнастов словно сами по себе, захватывает дух от трюков, музыка то плачет, то смеётся.
Зачем ходить в цирк? За чудом, конечно. Чудом перевоплощения, единения чувства, чудом встречи. Ну а какая же встреча без трапезы? Спектакль завершается приглашением к чаепитию, на сцене за длинным столом из рук в руки плавно переходят разноцветные чашки, бока керамики блестят сочно и уверенно, напряжение мускулов, до сих пор не осознаваемое, тает. Мир прекрасен и гармоничен, по крайней мере, сейчас.
Текст: Анна Рыбалка
Фотографии Сергея Николаева