Не выходи из комнаты

2 сентября в театре «Особняк» шел снег, выли волки, а ворон предвещал Герде долгую дорогу то ли за Каем, то ли к самой себе. С приходом осени театры открывают двери зрителям, соскучившимся по искусству и культуре за лето. Первым спектаклем нового сезона в камерном, уютном и гостеприимном театре, расположенном в одном из атмосферных дворов Петроградской стороны, стала постановка по мотивам трогательной сказки датского писателя Ханса Кристиана Андерсена «Снежная королева». Режиссер Яна Тумина создала оригинальную, философскую и душевную интерпретацию известной и любимой многими с детства истории под названием «Комната Герды». В комнате с серыми стенами Герда лет восьмидесяти пьет чай и танцует. В этой магической реальности, а, возможно, сне бабочки, оживает все: от часов и стола до красных башмачков на стене. Башмачки шагают по направлению к потолку, а старушка Герда предается воспоминаниям, которые оживают вслед за движущейся черно-белой фотографией. Вот они с Каем катятся на новых санях с горки. А вот он храбро обещает отправить в печь ледяную деву. Под волшебную музыку Герда молодеет и отправляется в мистическое и пугающее путешествие, в котором ее ждет встреча с обманом, страхами и собственным отражением. Актриса Алиса Олейник удивительно талантливо преображается во всех персонажей сказки, включая комичную, жуткую разбойницу и гипнотически завораживающую старушку, лишившую Герду воспоминаний. В роли Комнаты выступил Дмитрий Чупахин. Именно он тот самый волшебник-чародей, благодаря которому расцветает сад роз, идет снег, каркает ворон, а Герду поддерживает сильная мужская рука. «Оживил» этот фантастический мир сказки художник -технолог Николай Хамов. Что же касается ростовых кукол, различных объектов на сцене и сценографии в целом, то удивляться, а порой и вздрагивать маленьким зрителям и их родителям в течение всего спектакля пришлось благодаря творчеству и мастерству Киры Камалидиновой. Замечательное звуковое оформление к спектаклю создал Юрий Лейкин. Если верить биографу Кэрол Роузен, прототипом Снежной Королевы была оперная певица с холодным сердцем Йенни Линд, которую безответно любил Андерсен. В скандинавском фольклоре встречались упоминания о воплощении зимы и смерти Ледяной деве. В Японии – это Юки-онна, а у славян – Мара-Марена. В 1939 г. замечательный русский прозаик и драматург Евгений Шварц написал чудесную пьесу по мотивам сказки Андерсена, где Герда старше и решительнее, чем в оригинале. Существует множество одноименных мультфильмов и экранизаций. Постановка Яны Туминой отличается от предыдущих трактовок прежде всего тем, что сделана со вкусом, тонко, изящно, психологично и зрелищно. В «Комнате Герды» гармонично сочетаются эстетика и фольклор, юмор и мистика, драматичность сюжета и легкость подачи. Яна Тумина – режиссер и педагог. Она закончила экспериментальную школу З.Я. Корогодского, СПБГАТИ и аспирантуру. Работала в Санкт-Петербургской академии театрального искусства старшим преподавателем актерского мастерства, преподавала на курсе Р. Кудашова, была мастером совместного русско-монгольского курса кукольников. Много лет участвовала в постановках и театральных опытах группы «АХЕ», создавала спектакли для БТК. Сейчас Яна Тумина ставит спектакли как независимый режиссер и работает над целым рядом театральных социальных проектов и спектаклей. Невозможно смотреть «Комнату Герды» не проронив слезу и не улыбаясь. Глядя на эту странную Герду, танцующую вне времени и пространства, то и дело вспоминаешь строчки из стихотворения И. Бродского: «О, не выходи из комнаты. Танцуй, поймав, боссанову». Страшно не хочется верить, что Герда так никого и не спасла, забывшись во сне под речитатив старушки из сада, монотонно повторяющей: «Нет перед глазами, да и в памяти нет». Как бы то ни было, даже после завершения сам спектакль сложно забыть, да и забывать не хочется.

Текст: Инна Зайцева

Фотографии театра "Особняк"

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения