На фестивале “Послание к человеку” с аншлагом прошли показы конкурсной программы экспериментального короткого метра In Silico: 19 картин со всего мира, рассказывающих непохожие друг на друга истории с разной степенью новаторства.
Эксперимент в кино - это всегда поиск нового языка, оригинального способа передачи информации, во многом обусловленный культурно-временным контекстом. Сегодня молодые люди общаются и мыслят по большей части мемами - тенденция к упрощению прослеживается не только в повседневной жизни, но и в искусстве.
В двухминутном фильме “Визит” (Франция, 2018) режиссёр Беранжер Криспи рассказывает историю семьи, четыре поколения которой жили в квартире № 76, показывая их связь через ассоциативный ряд окружающих их обыденных вещей, Джон Смит в “Песне Европы” (Великобритания, 2017) иронично рефлексирует на тему Брексита, обыгрывая сообщение бегущей строки в проходящем под Ла Маншем Евротоннеле, а Ана Родригес Леон в “Beyond Action” (Испания, 2018) рассуждает о связи между реальностью и образами от лица жены пилота из фильма “Лучший стрелок”, используя в своей работе фрагменты игровых фильмов и документальную хронику. В фильме “Три несчастных случая” (Германия, 2017) Йенс Печо показывает три сцены из фильмов, при съёмке которых погибли каскадёры, и наглядно демонстрирует силу контекста: глядя на экран, зритель никогда не догадается, что вместо инсценированной смерти видит настоящую, но с осознанием того, что мы наблюдаем действительную смерть человека, те же самые сцены вызывают жуткое ощущение, сродни тому, что можно испытать на кладбище.
Режиссёр “Памятника расстояния” (Финляндия, 2018) Азар Сайяр использует видео с Ютуба, чтобы рассказать о связи поколений и обесценивании информации в во времена высоких технологий. Казалось бы, меняются лишь носители, но общедоступность того или иного материала разрывают все эмоциональные связи. Рождённый в XXI веке человек никогда не сможет понять чувства людей, которые готовы были сотни раз перезаписывать видео с кассеты на кассету и пересылать в другие страны, чтобы поделиться им: он может найти всё в Сети без каких-либо усилий. Другой фильм, затрагивающий эту тему - “Царапины и пятна” (Литва, 2017) Деймантаса Наркявичюса, в 3D рассматривает плёнку, её дефекты и несовершенства, которые несут в себе не меньше информации, чем само видео.
“Армагеддон 2” Кори Хьюза (Куба, 2017), снятый в рамках семинара Вернера Херцога Black Factory Cinema и отмеченный специальным упоминанием жюри конкурса Pardi Di Domani на фестивале в Локарно, тоже поднимает вопрос цены информации: на Кубе с её медленным интернетом фильмы, телепередачи и новости на “твёрдых” носителях на чёрном рынке можно обменять на бананы. Автор говорит об этом в игровой форме, показывая нам лоу-файный бытовой пост-апокалипсис.
Впрочем, не всё так серьёзно: есть в программе и фильмы, не поднимающие серьёзных вопросов, а просто завораживающие своей визуальной составляющей. “Спячка” Бьеке Депуртер и Маттиаса Де Краена рассказывает о неспешной жизни норвежского города Скаланн, застывшего между величественными горными хребтами и холодным морским побережьем. Хироя Сакурай в “Потоке VIII” (Япония, 2017) с истинно японской созерцательностью любуется искусственными оросительными каналами, в водах которых технология и природа сплетаются в абстрактный симбиоз, рождая своеобразную красоту. “Гимны Московии” (Россия, 2018) Дмитрия Венкова показывают зрителю монументальность Москвы с необычного ракурса: вырванное из контекста современной российской жизни величие архитектуры создаёт картину почти космическую, рассказывает о прошлом и будущем города через его ключевые объекты.
Авторы этих работ, не обременённые большим бюджетом и стремлением угодить продюсерам, визуализируют свои идеи любыми доступными им способами. Именно в таком кино жива та самая черта, которой так не хватает сегодняшнему киномейнстриму: на первый план выходит содержание, а не форма. Во времена, когда кассу делают как правило не блистательный сценарий или message картины, а “звёздный” актёрский состав и спецэффекты, эти фильмы помогают вспомнить, за что собственно стоит любить кино.
Текст: Даша Климова