25 августа петербургский артист мюзиклов Ярослав Баярунас представит сольную программу «Бессовестный волшебный концерт» в клубе «Космонавт». В преддверии мероприятия Ярослав нашел время дать интервью нашему журналу. Мы поговорили с артистом о предстоящем концерте, работе, увлечениях и планах на будущее.
ОКОЛО: Ярослав, вы помните, с чего у вас началась любовь к мюзиклам и как вы поняли, что хотите развиваться именно в мюзикловой среде?
Я.Б.: До определенного момента в жизни я ничем абсолютно не увлекался, был интровертом. А в 12 лет посмотрел «Notre Dame de Paris», DVD-версию, и влюбился с первого взгляда. Я еще тогда не знал таких слов, как «синтез», но сейчас понимаю, что мне тогда понравилось то же, что и сейчас: все вместе, все сразу и все работает гармонично. Я вроде как смотрю кино, а вроде как рок-концерт, а вроде как и спектакль. Эффект первого впечатления как эффект первой любви – самый яркий и запоминается на всю жизнь. Я считаю, сейчас не хватает «правильного», вкусного Голливуда в русских в мюзиклах – приемчиков, которые рассчитаны сугубо на получение большего количества впечатлений. Вот, в 12 лет увидел, но как-то не до выбора профессии в 12 лет. Пошел жить дальше. И когда уже поступил в колледж, попался шикарный педагог по вокалу — Давиденко Наталья Данииловна. Если бы не она, то моя судьба сложилась бы кардинально иначе, потому что педагог сумел найти подход и развить толерантность ко всей музыке на планете. Мюзиклы я знал, уважал, в этом направлении вокально и стартовали. Дальше начал сам ходить на все проекты и смотреть, получать опыт, мнение, анализировать, и понял: а кастинги-то есть, а почему бы и не сходить разок? Как-то путем анализа всего происходящего пришел в эту среду.
ОКОЛО: Но вы наверняка мечтали кем-то стать в детстве?
Я.Б.: До мюзиклов я хотел быть машинистом метрополитена, потому что (как позже выяснилось) запах смеси пыли и пота сильно произвёл на меня впечатление в детстве. Предпочитаю самолетам поезда и сегодня.
ОКОЛО: А боитесь летать?
Я.Б.: Очень боюсь. Невероятно боюсь.
ОКОЛО: Вы принимаете участие в мюзиклах, поставленных, в том числе, по классическим произведениям. Любите читать классику?
Я.Б.: Классика прекрасна и важна, но я ей меньше времени уделяю, чем надо. Я понимаю для себя, что надо восполнять багаж прочитанного, но меня не отпускают сейчас ни комиксы, ни сага «Dragonlance». Я хочу досконально понять персонажа Рейстлина. «Последнее испытание» - это мюзикл по циклу книг Маргарет Уэйс, и не только. Моя задача – прочитать трилогию о драконах, трилогию о близнецах и книгу о том, как Рейстлин проходил испытание. Это мой маниакальный пунктик на данный момент. Вот после уже этих книг я смогу себя отпустить и окунуться в иную литературу.
ОКОЛО: Есть любимый писатель и произведение?
Я.Б.: Шарль Бодлер – «Цветы зла». Это очень сильно. «Оскар и розовая дама» меня тоже впечатлил в свое время. (подумав) А, нет, у меня есть любимая книга, но она вообще никак не связана ни с чем из того, что мне нравится, она просто любимая, я даже не знаю, почему – «Лолита» Набокова. Как-то я поверил всему, что там написано.
ОКОЛО: На концерте вы будете петь и эстраду, и рок, и народные песни. Что ближе?
Я.Б.: Народные точно нет. Мне достаточно казачьего ансамбля (смеется). С детства все это слушаю. Ну, может, когда-то еще и буду, просто тут рамки, к сожалению. Я два раза менял концепцию концерта целиком, там были совершенно другие произведения. 2 мая мы объявили о старте реализации концерта, и с этого момента я начал что-то думать, но понимал, что через два месяца я буду другой человек. Я набросал идеи, а потом посмотрел «Войну бесконечности», которая вызвала сильнейшие эмоции, и все вообще изменилось. Будут отсылочки, потому что это фильм, который мы ждали 10 лет, он шикарен.
В рок-музыке я нахожу себя больше, с этого началось. Моя первая любимая, наверное, группа, это «АлисА». Я с ней начал не просто какие-то звуки слушать, а воспринимать все целостно: и музыку, и тексты, и звучание, как это все соединяется – это же самое интересное. И «АлисА» очень повлияла на мою судьбу, формирование характера.
ОКОЛО: На концерте песни «Алисы» услышим?
Я.Б.: К сожалению, нет. У меня было аж три трека, но все шлифовал и в итоге не подошло, к сожалению. Слишком уважаю эту группу (смеется). Она не подойдет, не вписывается в данную концепцию. Для меня «АлисА» - очень светлая музыка несмотря на всю ее агрессию. Она о светлом, о любви, о культе семьи, романтике, я так слышу. «АлисА» для меня всегда была, остается и будет. А в этом концерте если любовь, то… Максимализм юношеский, короче, «АлисА» взрослее, чем мой концерт, однозначно. Я вот сейчас смотрю и понимаю, что по эмоциональному уровню концерта всю программу 13-тилетний парень составлял (смеется).
ОКОЛО: В вашей официальной группе в контакте было написано про дуэт с Анной Поздняковой, который как раз разрушает юношеский максимализм.
Я.Б.: Там конец, да, я не знаю пока, как его описать. Когда я его слушаю, мне прям жить не хочется. Или наоборот: я добрал потом произведения, после которых жить все-таки захочется (смеется). Сказать трудно. В общем, финал должен быть очень, очень, очень опустошительным, я надеюсь. Финал до последнего трека. Последний трек должен залатать раны. Три трека подряд должны опустошать – они тяжелые, грустные и грузные.
ОКОЛО: Люди, наверное, идут на что-то веселое.
Я.Б.: Я об этом думал. Я когда придумывал концепцию, изначально выбрал эти три самых грузящих произведения. Видимо, для меня это кульминация, и, отталкиваясь именно от них, я составлял дальнейшую программу. А потом уже начались придумки хиханек-хаханек. Да нет, хиханек-хаханек тоже будет достаточно, верю, что так прочтётся.
Эксклюзивов столько будет! Года два я держал переводы произведений, они до сих пор не реализованы. Год я держу один перевод, который заказал у Сони Крыловой, режиссера Муз. Комедии. Очень люблю, как она это делает. И я не мог его применить нигде, вообще нигде. «Цветы зла»? Нет. Во что-то еще – тоже нет. А вот тут – да, не потому что концепция какая-то сюжетно подходящая, напротив, потому что просто удивить хочется. Концепт, скорее, такими категориями выстраивался. Музыкального театра и так уже достаточно, а тут просто концерт, люди слушают прежде всего музыку. Не надо играть-наигрывать, «доносить в дальние ряды зала», просто будьте самими собою – и зрители, и артисты – и получайте удовольствие, потому что вам поможет окружение. Это я сейчас про визуал. Про видеопроекции, про то, как я все не могу Игоря (Игорь Кроль – прим. авт.) уговорить, чтобы он покрасил волосы, даже временно (смеется). То есть, идей-то куча. Я еще не со всеми договорился, честно говоря, на всякие мои визуальные извращения.
ОКОЛО: Продолжая тему ваших идей. Программа называется «Бессовестный волшебный концерт». Как родилось это название?
Я.Б.: Никакого глубокого смысла. Наоборот, я так обозвал концерт и от этого уже начал его выстраивать, потому что выбирать название – это очень трудно. Я перебирал варианты, нашел удачное сочетание слов, которое, в принципе, немножко интригует, зафиксировал его, посчитал название более-менее удачным и пошел плясать.
ОКОЛО: Зато такое название концерта позволяет вам наполнять программу чем угодно.
Я.Б.: Конечно, конечно. Я считаю, одно из удачнейших названий – «Славные зарисовки». Максимально широкое слово. Компоновки творческих произведений как душе угодно.
ОКОЛО: Как вы думаете, осталось место волшебству в современном мире или все погрязли в рутине?
Я.Б.: И то, и то. Вместе. Каждый человек смотрит по-разному. Бывает день, когда надо помыслить так, а потом ты устаешь уже и все, ты сам себе творишь волшебство или ждешь, пока тебе кто-то наколдует. Это все от ракурса зависит, во всем баланс надо держать. Волшебство есть, и рутина есть, каждый для себя сам решает, что видеть.
ОКОЛО: Можете выделить произведение из концертной программы, которое является для вас самым важным?
Я.Б.: Конечно. «Властелин ничего» из мюзикла «Последнее испытание». Собственно, «Последнего испытания» очень много в моей жизни со всех сторон сейчас, и меня этот дуэт вообще никак не отпускает. Бывает, знаете, у каждого какая-то песня на определенный промежуток времени. Сейчас для меня это – полгода где-то, может, больше – «Властелин ничего», это кульминация, будто лично для меня написано правило эксплуатации этого мира, чтобы я плохо не кончил.
Чтобы понятно было, насколько это важно: когда я впервые услышал «Властелин ничего» в исполнении Егорова и Зудиной с версии DVD, он произвел внутреннее ощущение такое же, как мое первое прослушивание «Гефсиманского сада», а сильнее по эмоциональным затратам в исполнении этого произведения нет ничего. «Гефсимания» – это просто на разрыв аорты, на 200%, и еще попробуй выжить до конца спектакля после этой арии, если исполнял проживая. И «Властелин ничего» такой же. Вне контекста он, конечно, может по-другому видеться, а со спектаклем когда – ох! Я столько всего придумал по этому образу на будущее, на всякий случай.
ОКОЛО: На концерте у вас будут приглашенные гости из Петербурга и Москвы. Сложно было договориться с ними?
Я.Б.: Нет. Позднякова (Анна Позднякова – прим. авт.) уже всегда практически со мной в комплекте, потому что мы огонь и медные трубы, да Урал с Сибирью прошли, прекрасно понимаем друг друга. И уже давно хотели исполнить, кстати, именно «Властелина ничего». Игорь (Игорь Кроль – прим. авт.) – всегда с удовольствием, не без описки наверное (смеется), но влезает в мои творческие авантюры. Мы с ним тоже в творческом союзе. С Казьминым (Александр Казьмин – прим. авт.) – тем более, там и так все понятно. Дуся (Евдокия Малевская – прим. авт.) с радостью согласилась. Мы знакомы только по мюзиклу «Две стрелы», но согласилась сразу, значит, она верит в меня, верит, что не фигню какую-то делаю. Это раз. А два-с, ей тоже, думаю, интересно. То, что мы мало знакомы, наоборот интригует: что же будет на сцене, родится ли химия от таинственной неосведомлённости? Минина Лена. Тут все, как в сказке. Мы давно были друг на друга подписаны в Instagram, но не были знакомы. И как-то она прокомментировала мой сториз и я думаю: «Ну, это знак! Давай знакомиться!» (смеется). Я в поезде как раз ехал в Питер, пришел домой, мы болтали с ней в Instagram где-то час и я, вообще не зная человека, пригласил её на концерт. Она согласилась на это безумство, и это прекрасно, значит, свой человек. Ну, все самое прекрасное происходит спонтанно. Я уже выслал аранжировку, ей понравилось. Я лично в восторге от дуэта. По структуре он будет извращен: соединен и удлинен на четыре минуты по сравнению с оригиналом. Ну, посмотрим, зритель осудит оценит.
ОКОЛО: По поводу зрителей. Зимой у вас все билеты были распроданы, сейчас тоже практически sold out. Ожидали?
Я.Б.: Я – нет, абсолютно нет. Мне очень приятно иметь дело с Кириллом Олешкевичем из «Пентаграммы», потому что человек готов рисковать и верит в меня как в артиста. Мы рисковали несколькими сотнями тысяч рублей, если мы говорим не просто о творчестве. Конечно, это риск: какой-то парень без образования, непонятный типаж (вроде и не принц, и не обаятельный злодей-мужчина) но, тем не менее, есть интерес определенный к мальчику. Такой концерт – самый верный способ проверить заинтересованность. И результат меня ошеломил, я не ожидал и мне невероятно приятно. Но меня это не возвысило, а только страшнее стало, добавило волнения, навело на мысль – а достоин ли, способен ли оправдывать. В смысле, я уверен, что у меня будет хорошая программа, но просто там очень много технических моментов, которые не от меня зависят, и это очень пугает, потому что всегда в мюзикловых концертах есть косяки, в любом проценте, но они будут, и всё же — стремимся к идеалу, всегда. Если среди «наших» брать, то мне очень нравится, какого качества концерты дает Иван Геннадьевич (Иван Ожогин – прим. авт.), это то, как надо делать. Нужна команда профессионалов, которая бы работала с артистами.
ОКОЛО: О ходе подготовки к концерту поклонники узнают из вашей официальной группы в контакте и Instagram. Насколько для вас важно делиться информацией со зрителем?
Я.Б.: Я боюсь, честно говоря. Я больше люблю скрывать, чтобы ожидание от концерта было 90 %, а дал бы я 120 %. Поэтому я многие детали не говорю. Мне советуют интриговать больше, но если будет много интриг, это начнёт раздражать. Необходим баланс. Поэтому мы сейчас ищем, делаем и самообучаемся за счет этого.
Я сажусь и понимаю – мне как зрителю были бы интересны какие-то технологические детали. Я очень люблю читать Покраса Лампаса – мне нравится как он рассуждает и делится своим всем в соц. сетях. Я посмотрел, подумал, что это круто, почему бы тоже не поделиться какими-нибудь нюансами, вдруг людям интересно, по-любому кому-то будет интересно. Поэтому недавно разродился на несколько информативных сториз.
ОКОЛО: Комментарии отслеживаете?
Я.Б.: Да, но не все. В основном говорят: «Ты читал, что про тебя написали?» Скидывают, я читаю. Бывает, смотрю по хештегам, вдруг что интересное. Но так, бегло. Арты интересные бывают.
ОКОЛО: Как вы считаете, поклонникам следует только хвалить артиста или конструктивная критика также должна присутствовать?
Я.Б.: Хвалить не надо, надо говорить о своем впечатлении, как творчество на человека повлияло — это лучшая похвала. Конструктивную критику можно написать интересно, а можно с таких высот, что неприятно читать будет, не выдержана граница уважения. Как тогда к этому относиться? Вроде конструктивно, а и неприятно. Я с этим мало сталкиваюсь, а вот бедный Саша Казьмин: он же стримы ведет и многие начинают сразу с ним разговаривать на «ты». Не вижу в «ты» ничего криминального, но для такого шага все-таки необходимо хотя бы формальное разрешение у человека. Если он перед вами, веселит вас вечером за чашкой чая, играет с вами, общается — это ещё не значит, что он считает вас лучшим другом. Есть индивидуумы, у которых границ нет, начинают влезать в личное пространство. Я со стороны наблюдаю, угораю по-дружески. Но Саша – молодец, умеет фильтровать, не тратит себя энергетически на такие ситуации.
ОКОЛО: Ярослав, поклонники описывают вас такими словами, как «точно не с нашей планеты», «бескрайний космос». Как относитесь к такой характеристике?
Я.Б.: Я радуюсь. Я мало встречаю людей, у которых призма взгляда на мир такого же цвета. Значит, такие люди есть, значит, удается, получается.
ОКОЛО: Часто ли вы испытываете удовлетворение от проделанной работы?
Я.Б.: В большинстве случаев. У меня не было ни одного концерта или спектакля, чтобы я отработал меньше, чем на 50 %. Если меньше, чем на 50, значит, очень плохо. А так, я перед собой установку поставил стопроцентную – удаётся воплощать от 70 % до 90 %.
ОКОЛО: Часто артистам задают вопрос, кого бы они хотели сыграть. А есть ли персонаж, которого вы абсолютно точно НЕ хотели бы сыграть?
Я.Б.: (задумался) Сейчас должен быть какой-то персонаж, который подходит по типажу, но у него какое-нибудь очень скучное музыкальное произведение. Я так сразу не скажу, но, думаю, он есть, объявится в будущем.
ОКОЛО: Что для вас значит отметить день рождения в кругу поклонников?
Я.Б.: Не знаю. Я не люблю день рождения. Я всегда это всем говорю. Я не праздную дни рождения, ну, так, чуть-чуть, очень скромно, потому что немножко мысли в другую сторону уходят в этот день вселенской скорби. Знаю, что это максимализм и комплексы, но, тем не менее, сейчас так. Однажды как-то пришла идея, что на обыкновенный мой сольный концерт поводов прийти определенное количество, а если он приурочен ко дню рождения, то у людей почему-то это уже праздник, это важно. Значит, придут с большей вероятностью. Маркетинговый повод, скорее. У людей какое-то особое отношение сразу к человеку, у которого «сегодня» день рождения. Я этого радостного ореола, этой ауры не чувствую на себе, но если людям это действительно поднимет эмоциональный градус при восприятии концерта, значит, все круто, значит, это зрителю будет лучше.
ОКОЛО: Какие у вас творческие планы?
Я.Б.: В планах - «Цветы зла» в Москве. И есть несколько проектов, которые мы рассматриваем с некоторыми людьми, но ничего не могу сказать на данном этапе.
ОКОЛО: Ярослав, спасибо за беседу! Удачи вам!
Беседовала Любовь Марьина
Фото из открытого доступа