OPEN LOOK XX: Я люблю буги-вуги
18 августа завершился двадцатый юбилейный фестиваль современного танца “Open look”. На последний день организаторы оставили самые яркие, позитивные и экстраординарные коллективы. Зрители смогли заглянуть глубоко в подсознание и практически в трансе осознать истинное значение пустоты в постановке «Зеро» театра “Humanhood”. Московский театр «Балет Москва» представил свою интерпретацию пьесы Сэмюэля Беккета, назвав ее «В режиме ожидания Годо». И в финале артисты Инженерного театра «АХЕ» из Санкт-Петербурга во всех смыслах «зажгли».
Что такое «ноль»? Ничто, небытие, вакуум? Греческие философы верили, что «из ничего, ничто не возникает». Шуньята или пустота в буддизме – состояние разума. Только очистив свой разум от бесконечного внутреннего монолога, воспоминаний, страхов, сожалений и сомнений стрелок попадет в цель.
В 2016 г. Руди Коулом (Бирмингем) с Джулией Роберт (Барселона) ездили в Индию, где изучали технику «Дыхание как движение» у основательницы этого метода Шилы Радж. Объединив техники дыхания, танцевальное мастерство, духовные практики, комбинации света и тени, электронную музыку, североафриканские ритмы, звуки биения сердца и различные шумы, танцоры создали удивительную постановку.
На черном пространстве сцены белым песком очерчена окружность, внутри которой синхронно, по очереди и вместе, вплоть до слияния в единое целое, Руди и Джулия рассказывают свою историю. В темноте - боль потери, страх смерти и осознание мощи вселенной. Тени на стене – практически юнгианские. Что же касается самого танца, он порой кажется трансом или ритуальным священнодействием. А когда Руди и Джулия танцуют вдвоем, возникает ощущение, что телепатия возможна, в коллективном бессознательном мы все связаны и можно видеть мир глазами того человека, с которым у тебя духовная связь.
От духовных поисков к исследованию чистоты и красоты переводит «Балет Москва». В абсурдистской драме «В ожидании Годо» Сэмюэль Беккет рассказывает историю двух людей, которые проводят свои дни в ожидании некоего мифического Годо. Каждый день персонажей, словно «День сурка» или вечная пытка, похож на предыдущий. Они мечутся, ссорятся, но уйти друг от друга не могут.
Танцевальный спектакль по мотивам известной пьесы был создан артисткой балета и хореографом Анастасией Кадрулевой и хореографом Артемом Игнатьевым совместно с французским композитором Энтони Рушье (aka A.P.P.A.R.T.) и театральным художником Дмитрием Разумовым.
Театр «Балет Москва» – один из самых сильных хореографических театров России. Он был основан в 1989 году по инициативе Правительства города Москвы. В арсенале театра две премии «Золотая Маска» за лучшие спектакли современного танца («Кафе Идиот», «Весна священная») и множество номинаций.
На сцене с зелеными горками собираются разные персонажи в клоунских костюмах и с белилами на лицах. Здесь и дама с собачкой, и человек со съемной головой, и напевающая «соловей мой, соловей» Мерлин, и противопоставленные им не кривляющиеся, а настоящие, живые и прекрасные юноша и девушка. Пока между ними в очень трогательном танце возникает искренняя и чистая привязанность, вокруг суетятся девушки в масках и полосатых купальниках, а некий персонаж «скован одной цепью». Сложно сказать, его ошейник – метафора мазохистской удушающей жертвенности человека, страшащегося изменить свою жизнь, или некие внешние обстоятельства, препятствующие выходу из зоны ожидания, «лимба», в котором все проводят время по-разному. Одни поют, другие сражаются, третьи любят, а четвертые смотрят в мобильный телефон.
В спектакле яркие красочные и необычные костюмы, а также контрастная музыка. Зритель получает сразу два противоположных по цели эмоциональных послания: расслабляющая музыка и скрежет, классика и электронное техно, боль и любовь, жара и холод. Как кот Шредингера «ни жив ни мертв», так и в постановке «В режиме ожидания Годо» музыкальное сопровождение построено на несочетаемых контрастах, перемежаемых звуками сирены, сломанного радио или голоса, проводящего критический анализ пьесы Беккета.
Какой бы абсурдной ни казалась эта пьеса, а и ее можно превзойти. Инженерный театр «АХЕ» совместно с Театром KANA (Щецин, Польша) сделали очень необычную постановку. В эффектном месте – Музее стрит-арта соорудили двухэтажную конструкцию с шестью ячейками, напоминающую многоквартирный дом. В каждой ячейке по-разному существуют люди. В одной художник, в другой мужчина в голубом строгом костюме и дама в красном платье, в третьей - одинокая девушка, в четвертой - этакий Карлсон с подтяжками, в пятой - мужчина с щеткой и в шестой пара в резиновых сапогах ходит по воде. Отдельно от них – аутсайдер трубач с магазинной тележкой. А на крыше диджей рассказывает истории в духе Хармса о кассирах "Пятерочки" и сверчках.
Танец персонажей скорее напоминает семафорную азбуку или нечто фольклорное, а затем и совсем перестает казаться танцем, когда они переходят из одной ячейки в другую, совершают разные трюки или бьются об стены. Герои «Заполнения пробелов» пьют, дружат, любят, обнимаются, наводят порядок или резко впадают то ли в обморок, то ли в сон. Периодически они обмениваются цветами, платочками или коньками.
Кульминацией спектакля стало удивительно проникновенное исполнение песни «Я люблю буги-вуги» группы «Секрет» в горящей шляпе при свечах, а затем и вовсе большой костер перед домом.
В наше время сложно удивить зрителя «нарисовав яблоко, как оно есть». Искусство прошло долгий путь от реализма до абстракционизма, авангардизма и хэппенинга. В современном театре бывают шокирующие постановки, как «Квадрат» К. Малевича в живописи, а бывают нацеленные на духовный поиск, как картины Н. Рериха или мозаика из символов, метафор, аллегорий, чистых эмоций и многоточий, как произведения Д. Поллока и В. Кандинского.
Огромный плюс фестивалей – возможность посмотреть творческие поиски талантливых профессионалов, научиться чему-то новому и измениться, вырасти над собой, понять истинную природу своего творчества и определить вектор для дальнейшего развития. Как написал французский теоретик балета и хореограф Жан Жорж Новерр в своей книге «Письма о танце»: «Такова сама сущность истинного танца: на смену бездумию должен прийти разум… на смену трудным па выразительность, на смену прыжкам — картинность; нужно чтобы жеманство сменилось грацией, механическая беглость ног — чувством, безликие, ничего не говорящие маски — богатой и разнообразной мимикой».
“Open look” ежегодно представляет самые неоднозначные спектакли в стиле contemporary. Фестиваль создал Национальную платформу современного танца и театра, на которую в этом году поступило более 100 заявок. Было отобрано всего 11 участников. Кроме танцевального марафона на фестивале “Open look” проводились мастер-классы. Хочется пожелать фестивалю успехов и долгих лет процветания.
Текст: Инна Зайцева
Фотографии Open Look