Текст: Дарья Горшенина
Новый «Бергман» Яне Магнуссон
7 августа в «Формуле кино» ТЦ «Галерея» состоялся премьерный показ документального фильма Яне Магнуссон «Бергман». Картина посвящена шведскому сценаристу и режиссеру театра и кино Ингмару Бергману. В этом году ему бы исполнилось сто лет.
Существует правило: «О мёртвых либо хорошо, либо ничего». Документальный фильм «Бергман» режиссера Яне Магнуссон это правило нарушил. Показал две стороны одной медали. С одной стороны, гений. С другой, эгоист, забывающий о своей семье из-за работы.
Решающим годом для Ингмара, по мнению Яне Магнуссон, стал 1957 г. Тогда ему было почти 40 лет. Детей было уже шесть, причем все от разных жён. А проектов для широкого проката и для ТВ в запуске было равнозначно количеству детей. Он постоянно испытывает боль в желудке и стресс из-за ожиданий зрителя, которые режиссёр, конечно, хочет оправдать. Об этом свидетельствуют исторические кадры, многие из которых мы увидим впервые благодаря этому фильму. Благодаря тем же кадрам мы узнаем, что Бергман относится к своему, казалось бы, переломному году нейтрально.
Хотя поклонники Ингмара его мнения не разделяют. Ведь в 1957 году он станет тем режиссёром авторского кино, которого будет знать весь мир. Об этом говорит интервью с его современниками, которые Яне также добавила в фильм. Барбара Стрейзанд расскажет, как в молодости завидовала своему коллеге, что тот снимается у Ингмара, а не она. Телеведущий Дик Каветт расскажет, как волновался перед и во время интервью с режиссером, что аж несколько раз ошибся в эфире.
Минусом документального фильма является лишь одно — наличие закадрового текста, который озвучивает Яне. Ей не удалось протянуть повествование без объяснения собственной мысли.
Однако из-за этого изъяна фильм не потерял своей ценности. Яне представила личность Бергмана так, как ещё никто не делал до неё. Она рассказала о малоизвестных фактах из биографии режиссера и при этом не скомпрометировала его. О его детстве в семье священника, телесные наказания, увлечение Гитлером после школьной поездки по обмену в Германию. Несколько поразит зрителям сравнение слов из старых интервью старшего брата Бергмана, Дага, который рассказывал об их детстве с совершенно иной стороны, чем классик.
По итогу перед зрителем выстаивается образ творца-эгоиста, страдающего проблемами со здоровьем. Это не плохо. Особенно с учетом того, что до Яне если и были фильмы про Бергмана, то только необъективные и комплиментарные.