Текст: Александр Шек
[gallery link="file" ids="144553,144554,144555,144556"]Любовь и одиночестве «Между рядами»
«Между рядами» (In den Gängen), драма немецкого режиссера Томаса Штубера, выходит в отечественный прокат 2 августа. Фильм уже удостоен Приза экуменического жюри Берлинского кинофестиваля, премия Немецкой киноакадемии за лучшую мужскую роль (Франц Роговский), Номинации на премию Немецкой киноакадемии за лучший фильм, лучшую женскую роль второго плана (Сандра Хюллер) и лучшую операторскую работу, а также назван одним из самых красивых фильмов Берлинского кинофестиваля. И после просмотра не остается никаких сомнений в том, что он станет одним из лучших фильмов этого года!
Кто-то охарактеризовывает этот фильм как «историю любви», кто-то как комедию, и на то есть причины, но, все же, вернее всего будет назвать его социальной драмой, поскольку говорится в нем, скорее, об одиночестве, нежели о любви.
«Мои фильмы всегда рассказывают о повседневности, - говорит режиссер Томас Штубер. – Меня не волнуют сливки общества. Я интересуюсь жителями окраин – теми, кто по тем или иным причинам оказался на обочине. Я даю им право голоса. В их историях я нахожу поэзию и масштаб. Как и в лучших драмах Шекспира, речь здесь идет о вещах глобальных: о жизни, смерти и любви».
Когда Кристиан устраивается на работу в гипермаркет, ему открывается дивный новый мир со своими правилами и законами. Этот мир очаровывает зрителя с первых кадров, еще до появления героя, благодаря блестящей работе оператора Питера Матяско и музыке Иоганна Штрауса. Франц Роговский, исполнивший главную роль, интригует зрителя молчаливостью и сдержанностью своего персонажа. Мы чувствуем его внутреннюю силу и тайну его личности, которую он тщательно маскирует, ежедневно пряча свою индивидуальность и загадочные татуировки.
Еще одним важным героем картины становится Бруно (Петер Курт), водитель вилочного погрузчика из отдела напитков, старший товарищ и наставник Кристиана. Бруно и его коллеги – немцы из ГДР, потерявшие свою работу и самих себя после объединения Германии. Собственно, именно социальное и экономическое неравенство, возникшее из-за превосходства экономики ФРГ над экономикой ГДР, и его последствия и являются основной темой фильма, которая не озвучена напрямую, но продемонстрирована через историю Бруно.
Вскоре после поступления на работу Кристиан увлекается Марион (Сандра Хюллер), работающей в отделе сладостей. Со временем он узнает, что она несчастлива в браке, и пытается ей помочь.
Для каждого из героев супермаркет – это одновременно убежище, где можно отвлечься от тягот личной жизни, уйдя в ежедневную рутину, и вместе с тем – тюрьма, из которой они не могут сбежать точно так же, как не могут уйти от себя. В итоге, один из персонажей решается на единственный возможный побег – уход из жизни. Марион и Кристиан находят спасение в любви, или, скорее, в фантазии о любви друг к другу. За все время, пока развивается их роман, они узнают друг о друге крайне мало, но им этого и не нужно, ведь они ищут среди всей этой рутины, ограничений и личных драм именно фантазию, ведь в реальности ничего хорошего их не ждет.
Самое удивительное в фильме то, с какой теплотой, трепетом и любовью режиссер раскрывает своих персонажей, как незначительные на первый взгляд бытовые ситуации обретают смысл и значение. Обязательно посмотрите этот фильм, и обязательно - с субтитрами.