19 июня в кинотеатре «Аврора» был показан спектакль британского National Theatre «Загадочное ночное убийство собаки». Показ был организован совместно с центром «Антон тут рядом» (благотворительный фонд «Выход в Петербурге») и ставил своей целью привлечь внимание к проблемам аутизма.
Перед началом показа на сцену вышла Зоя Попова, исполнительный директор благотворительного фонда «Выход в Петербурге». Зоя рассказала немного о работе центра: в программах фонда состоит около 150 семей, а внешние программы охватывают еще порядка 100 человек. Одной из целей Фонда является информирование общества и объектов социальной инфраструктуры о людях с аутизмом, так как, согласно официальной статистике, людей с аутизмом попросту нет, соответственно, поддержки от государства ждать не приходится. Исполнительный директор подчеркнула, что никаких денег с семей, находящихся на попечении Фонда, центр не брал и брать не будет.
В заключение зрителям показали видеоролик, освещающий деятельность Фонда. Видеопрезентация включила в себя все виды программ, которые центр реализует для детей, подростков и взрослых. Фонд поддерживает стремление людей реализовывать себя в творчестве, например, живописи и театральном искусстве; организовывает экскурсии и путешествия; помогает в получении профессии и трудоустройстве и мн. др. Оказать помощь Фонду можно несколькими способами: внести любую сумму единоразово или подключить ежемесячный платеж, также на любую сумму.
Спектакль «Загадочное ночное убийство собаки» поставлен по одноименному роману-бестселлеру Марка Хэддона, признанному англичанами одной из любимых книг десятилетия. Создатели постановки в интервью признались, что с опаской приступали к спектаклю, так как боялись, что у них не получится передать атмосферу книги. Однако спектакль был тепло принят как зрителями, так и критиками: в 2013 г. он был удостоен престижной премии Лоуренса Оливье в семи номинациях, включая «Лучший режиссер», «Лучшая мужская роль», «Лучшая новая пьеса».
Повествование идет от лица 15-тилетнего Кристофера, страдающего аутизмом. Он берется расследовать убийство соседской собаки, которую кто-то заколол вилами. Никому из взрослых нет дела до произошедшего, все говорят ему забыть об этом, однако подросток не может понять, как можно оставить безнаказанным убийство живого существа. В ходе расследования Кристофер узнает много нового о своей семье и, к сожалению, все, что он открывает, постепенно разрушает его хрупкий внутренний мир.
Кристофер любит математику. Он считает, что все следует определенным правилам, потому все свои действия и действия окружающих он анализирует логически. Причем логика эта настолько прямолинейна и очевидна, что порой невольно, как и герои спектакля, мысленно думаешь: «А ведь действительно так». Периодически умозаключения Кристофера кажутся абсурдными, но только лишь потому, что, будучи взрослыми, мы понимаем, что такого быть не может.
Насколько точен и уверен Кристофер в точных науках, настолько же он беспомощен в хаотичном потоке информации. Он помнит, к примеру, все даты, но не может находиться среди большого скопления людей, не понимает метафоры, считая их глупыми. На обработку каждого нового кусочка информации у него уходит определенное время. Окружающие же, привыкшие перерабатывать информацию за доли секунды, раздражаются из-за медлительности Кристофера. Однако подросток не замечает этого, так как он честен и бесхитростен, и это одновременно его дар и проклятие.
Кристофер хочет быть как все, нет, даже не так, он считает себя таким же, как все: ему не нравится специальная школа, он с легким пренебрежением говорит об одногруппниках, справляющих нужду прямо в школьном коридоре, ему хочется учиться с обычными подростками. Он верит, что добьется всего в жизни, ведь он ничем не отличается от остальных. Кристофер строит планы на будущее, расписывая каждый год своей жизни: экзамен по геометрии, физике, поступление в университет в тихом городе, престижная работа. Раскрыв загадочное убийство собаки и совершив поездку из маленького местечка Суиндон в Лондон, он верит, что теперь ему все по плечу. Спектакль заканчивается вопросом, который подросток задает своей учительнице: «Does that mean I can do anything?» («Не означает ли это, что теперь я смогу сделать все?»). Вопрос остается без ответа…
Спектакль невероятно тяжелый с психологической точки зрения. Чем больше узнаешь о жизни мальчика, тем чаще наворачиваются слезы, так как видишь трагедию и отдельно взятого ребенка, и целой семьи, и даже нескольких семей. При этом у актеров получилось не превратить постановку в одну сплошную трагедию: они сумели найти в своих персонажах что-то светлое, даже комичное, что позволяет зрителю периодически расслабляться, а местами и вовсе смеяться. Благодаря этому спектакль оставляет после себя ощущение пусть и грусти, но грусти светлой.
«Загадочное ночное убийство собаки» – тот самый случай, когда лучше один раз увидеть, так как он состоит из множества деталей, делающих его настоящим шедевром. Невозможно в одной небольшой рецензии охватить все красоты и особенности постановки. Если спектакль вернется на экраны кинотеатров, настоятельно рекомендую его посмотреть. Ваше видение мира изменится.
Текст: Любовь Марьина
Фото из открытого доступа