Думают ли андроиды о душе?
27 июня в одном из старейших и красивейших кинотеатров Санкт-Петербурга, киноцентре «Родина», состоялся кинопоказ фантастической антиутопии «Мир будущего». С 1917 г. в известном своими грифонами и пышным убранством синематографе «Splendid Palace» («Блестящем дворце»), как раньше назывался кинотеатр, проводят кинофестивали, показывают культовое и современное кино. Такой исторически-культурный контекст создает особую атмосферу при просмотре научно-фантастического пост-апокалиптического боевика.
«Мир будущего» сложно не сравнивать с «Безумным Максом». Действительно, режиссер и актер Джеймс Франко и его со-постановщик Брюс Тьерри Чунг выбрали в качестве декораций пустыню, посадили персонажей на мотоциклы и джипы, нарядили их в кожаные куртки и рваные штаны, соответствующие андеграундной стилистике.
В соответствие с сюжетом, основанном на одноименном рассказе самого Джеймса Франко, юный принц (Джеффри Уолберг) следует за полярной звездой к мертвому океану, чтобы найти лекарство для больной матери. Мама (Люси Лью) остается ждать его в большой кровати посреди пышущего зеленью оазиса под колышущимися от порывов ветра зелеными ветвями.
Тем сильнее контраст между покинутым уютным домом и открывшимся герою миром пустыни, предательства и одиночества. Все на пути принца оказывается не тем, чем кажется с первого взгляда. На первой остановке в городе любви это самое чувство легко продается и покупается. Но, то ли от чистоты помыслов юноши, то ли из-за своей неисправности, на помощь в сражении с жестокими и безнравственными бандитами приходит андроид Эш (Сьюки Уотерхаус).
Все дороги ведут к храму. Там Эш пытается понять, что такое грех, и есть ли у нее душа. Вот только храм разрушен. И вскоре опять героев ждет крах иллюзий, когда следующей остановкой на их пути становится наркотический рай. Ключи от нирваны в руках у Миллы Йовович. Словно сошедшая с экрана, на котором показывали очередную часть «Обители зла», королева лекарственных препаратов и боев без правил чрезмерно весела, игрива, упивается властью и слегка не в себе.
Объективизация женщин становится несколько меньше, когда появляется умеющая чинить роботов паяльником девушка на цепи. Роль продвинутого механика с пилой и косичками исполнила наша соотечественница, петербурженка Маргарита Левиева.
Несомненные плюсы фильма – актерский состав, медитативная музыка Toydrum и общая атмосфера пост-апокалиптического мира, которую особенно подчеркивают детали, вроде черной тени рогатого шлема на фоне красного неба или корабля, застрявшего на песке.
Что же касается поисков души и прочей философии, то здесь это скорее приятный антураж, как в компьютерной игре, где при переходе на следующий уровень нужно после сражения с боссом получить подсказки. На игру намекает и сам сюжет. Принцу постоянно приходится сражаться, то с преследователями, то на радость королевы нирваны. А заодно он проходит квест, основная задача которого - найти лекарство.
Здесь как в анекдоте: «Хватит пугать всех концом света! Это никому не страшно. Лучше испугайте всех концом Интернета». И этим «Мир будущего» особенно страшен. Джеймс Франко забрал у потомков и социальные сети, и инстаграмм, оставив только пустыню и полуразрушенные стены с символичным граффити «Humanity» («Человечество»).
Текст: Инна Зайцева
Фотографии из открытого доступа